Система стандартов и система стандартизации Лаборатория Открытых информационных технологий Проф. В.А. Сухомлин
Многоуровневая модель пространства спецификаций ИТ Архитектурные спецификации (эталонные модели) Базовые спецификации Локальные профили (OSI-профили, API-профили) OSE-профили OSE-профили платформ (систем) Профили приложений Стратегические профили (GOSIP, IGOS, APP) Селекция функ- циональности Агрегирование функциональ- ности Рис. Иерархическая структура пространства спецификаций ИТ
Многоуровневая модель пространства спецификаций ИТ Стратегические профили (GOSIP, IGOSS, APP) Профили прикладных технологий Полные OSE-профили (профили платформ, систем) OSE-профили Локальные профили (OSI-профили, API- профили) Базовые спецификации Архитектурные спецификации (Эталонные модели)
Архитектурные спецификации Примеры эталонных моделей: 1) Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (Basic Reference Model for Open Systems Interconnection - OSI RM) [5]. 2) Эталонная модель окружений открытых систем POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments - OSE RM) [4]. 3) Эталонная модель открытой распределенной обработки (Reference Model for Open Distributed Processing - ODP RM) [6]. 4) Эталонная модель управления данными (Reference Model for Data Management - DM RM) [7]. 5) Эталонная модель компьютерной графики (Reference Model of Computer Graphics - CG RM) [8]. 6) Эталонная модель открытого электронного обмена данными (Open-edi reference model - Open-EDI RM) [9].
Базовые спецификации Пример классификации базовых спецификаций: 1) Базовые функции операционных систем (RM OSE POSIX [4]). 2) Функции взаимосвязи открытых систем (RM OSI [5]). 3) Функции управления базами данных (RM DM [7]). 4) Функции пользовательского интерфейса и машинной графики (RM CG [8]). 5) Открытая распределенная обработка (RM ODP [6]). 6) Структуры данных и документов, форматы данных (архитектурные спецификации – ISO/IEC [10]). 7) Программная инженерия и управление качеством продуктов (архитектурные спецификации - ISO , ISO [11-16])). 8) Административное управление (архитектурные спецификации - ISO/IEC , ISO/IEC 10040, ISO/IEC DIS [17, 18, 19]). 9) Управление безопасностью ИТ (архитектурные спецификации - ISO/IEC , ISO/IEC DTR , ISO/IEC TR [20, 21, 22], ISO/IEC 17799). 10) Тестирование конформности ИТ (архитектурные спецификации ISO/IEC : 1994/ITU-T X.290, ISO/IEC DIS [23, 24]).
Примеры базовых функций операционных систем Интерфейсы (API) операционной системы: 1) интерфейс ядра ОС для языка С (ISO/IEC ) 2) спецификация оболочки и утилит ОС (ISO/IEC ); 3) интерфейс ОС для механизмов поддержки задач реального времени (С- IEEE Std b); 4) интерфейс ОС для механизма ветвей (IEEE Std c) 5) интерфейс ОС для сервисов и средств управления безопасностью (IEEE Std e, IEEE Std f, IEEE Std c) 6) профиль прикладных окружений для суперкомпьютерных технологий (IEEE Std ) 7) интерфейс для унифицированного транспортного сервиса (IEEE Std g) Стандарты языков программирования: С, С++, JavaScript и пр.
Примеры функций взаимосвязи открытых систем 1) стандарты базовых сетевых протоколов и сервисов: - стандарты сетевых протоколов и сервисов, разработанные в соответствии с моделью OSI [ISO/IEC 7498:1996 (рекомендации ITU- T (CCITT) серии X.200)] [5]; - стандарты для локальных сетей (IEEE 802) [ISO/JEC 8802:1990 (IEEE Std ), Information processing systems - Local area networks]; - стандарты сети Internet, включая: RFC 793 (Transmission Control Protocol - TCP), RFC 768 (User Datagram Protocol - UDP), RFC 791 (Internet Protocol - IP) и др. [28]. 2) стандарты прикладных протоколов общего назначения, включая стандарты: ACSE, RTSE, ROSE, RPC, CCR. 3) спецификации распределенных приложений, включая спецификации специальных сервисных элементов прикладного уровня модели OSI и стандартов Internet, как, например, стандарты: FTAM, MHS, The Directory, DNS, DTP, SMTP, FTP, VT, TELNET.
POSIX-классификация профилей Single-standard profile – определяет функциональное подмножество одного стандарта Platform profile- определяет операционное окружение для приложений AEP (Application Environment Profile) – прикладные окружения Organization specific profiles – профили организаций
Стратегические профили Спецификации GOSIP (правительственные профили взаимосвязи открытых систем) определяют техническую политику в области сетевых технологий на уровне государств и ориентированы на применение в госбюджетных организациях. Спецификации IGOSS предназначена для взаимного согласования стратегических профилей правительства США, Канады, электротехнической промышленности, пользователей стандартов MAP и TOP (разработанных корпорациями General Motors и Boing в соответствии с моделью RM OSI). Профиль переносимости приложений APP (Application Portability Profile), основным предметом рассмотрения которого является функциональная среда открытых систем (каталог федеральных стандартов FIPSs).
Характерные особенности процесса стандартизации ИТ 1) Всеобъемлющий характер процесса стандартизации ИТ 2) Многоуровневость стандартизации, взаимосвязан- ность стандартов де-юре и стандартов де-факто. 3) Развитие стандартизации консорциумов. 4) Реинжиниринг деятельности формальных международных организаций стандартизации. 5) Ориентация целей деятельности системы международной стандартизации на интересы бизнеса, рынка продуктов, конечного пользователя.
Структура международной системы стандартизации
1) официальные международные организации стандартизации; 2) региональные организации стандартизации; 3) национальные организации стандартизации; 4) промышленные консорциумы и профессиональные организации.
Официальные международные организации стандартизации
Официальные международные организации стандартизации: ISO (International Organization for Standardization - Международная организация стандартизации, IEC (International Electrotechnical Commision - Международная электротехническая комиссия, ITU (International Telecommunication Union - Международный союз по телекоммуникации, Именно эти организации обладают признанными всеми странами полномочиями издавать международные стандарты, называемые также стандартами де-юре или формальными стандартами. Формальными стандартами являются международные стандарты ISO, IEC и рекомендации ITU. Деятельности этих организаций взаимосвязаны и согласованы. Они образуют основу системы международной стандартизации.
Региональные организации стандартизации (на примере европейских) По европейским законам в качестве официальных европейских организаций стандартизации ИТ признаются: CEN (the European Committee for Standardization - – европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий, в том числе, связанных с областью ИТ – аналог ISO CENELEC (the European Committee for Electrotechnical Standardization – - европейский комитет стандартизации решений в электротехнике, в частности, стандартизации коммуникационных кабелей, волоконной оптики и электронных приборов – аналог IEC. ETSI (European Telecommunications Standards Institute – - европейский институт стандартизации в области сетевой инфраструктуры – аналог ITU-T. Цель этих организаций - способствовать развитию процесса стандартизации в Европе, сотрудничеству с другими международными организациями стандартизации, обеспечению нормативной базы для создания (в 1992 г.) и эффективного функционирования общеевропейского рынка.
Региональные организации стандартизации (продолжение) В 1998 г. организацией CEN создана организация ISSS (the Information Society Standartization System, целью которого является обеспечение участников рынка европейского информационного сообщества всеобъемлющей и целостной системой стандартов для продуктов и сервисов в области информационных и телекоммуникационных технологий. Также задачей ISSS является осуществление тесного взаимодействия с консорциумами для ускорения разработки стандартов, приближенных к коммерческому применению и занимающих промежуточное положение между формальными и неформальными аспектами стандартизации (Workshop-стандартизация ). Деятельность ISSS, направлена на разработку стандартов ИТ- приложений информационного общества, что дополняет деятельность организации ETSI по стандартизации технологий и сервисов информационной инфраструктуры.
Национальные организации стандартизации В каждой индустриально развитой стране существует одна организация стандартизации, которая представляет данную страну в ISO в международном процессе стандартизации. Примерами организаций национальных стандартов являются: - ANSI (American National Standards Institute, - американский институт национальных стандартов. - AFNOR (Association Francaise de Normalisation) – французская ассоциация по стандартизации, аналогичная по назначению ANSI. - BSI (British Standards Institute) – британский институт стандартов. - DIN (Deutsches Institute fur Normung e.v.) – германская организация национальных стандартов. - JISC (Japanese Industrial Standards Committee) – японский комитет промышленных стандартов.
Промышленные консорциумы и профессиональные организации В последнее десятилетие быстрыми темпами развивалась стандартизация на уровне консорциумов (consortia standadization) и профессиональных организаций. Примерами представителей этой группы организаций-разработчиков стандартов являются: 1) ISOC (Internet Society – Общество Интернета, – ассоциация экспертов, отвечающая за разработку стандартов Интернет-технологий; IAB (Internet Architecture Board - Совет по архитектуре сети Интернет) – группа в составе ISOC, непосредственно отвечающая за развитие архитектуры Интернет, разработку и сопровождение стандартов протоколов и сервисов Интернет в виде RFC (Reference For Comments); два основных подразделения IAB: - IETF (Internet Engineering Task Force – Рабочая группа инженеров Интернета, решающая текущие задачи в области стандартизации и развития Интернет-технологий. - IRTF (Internet Research Task Force – Исследовательская группа Интернета, решающая проблемные задачи по развитию Интернет-технологий.
Промышленные консорциумы и профессиональные организации (продолжение) 2) IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers - Институт инженеров по электротехнике и электронике, - профессиональная международная организация-разработчик ряда важных международных стандартов ИТ. 3) OMG (Object Management Group - Группа управления объектами, - международный консорциум, осуществляющий разработку стандартов для создания унифицированного распределённого объектного программного обеспечения. 3) ECMA (European Computer Manufactureres Association - Европейская ассоциация производителей вычислительных машин, - международная ассоциация, целью которой служит промышленная стандартизация информационных и коммуникационных систем. 4) W3C (World Wide Web Consortium, - консорциум, который специализируется на разработке и развитии стандартов WWW-технологий, таких, как, например, HTTP, HTML, URL, XML.
Промышленные консорциумы и профессиональные организации (продолжение) 5) ATM Forum (ATM форум, – консорциум, целями которого являются разработка и развитие стандартов широкополосных сетей асинхронного режима передачи данных (Asynchronous Transfere Mode, ATM). 6) DAVIC (Digital Audio-Visual Council - Совет по развитию цифровых аудио и видео мультимедиа систем, – консорциум, осуществляющий разработку и развитие архитектурных, функциональных и информационных моделей и стандартов мультимедиа-сервисов Глобальной информационной инфраструктуры. 7) Open Group ( – организация, сформированная в 1996 году в результате объединения консорциумов X/Open и Open Software Foundation, исследует вопросы открытости и бесшовного введения информационных систем в интерсеть. 8) WFMC (Workflow Management Coalition – консорциум по управлению пококами работ, – консорциум, занимающийся разработкой стандартов в области управления потоками работ и многие другие.
Международная организация ISO ISO учреждена в 1947 г. как добровольная, неправительственная организации по соглашению между 25-тью индустриально развитыми странами о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. Общей целью для деятельности ISO ставилось содействие международному обмену товаров и услуг, а также содействие сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах. Деятельность ISO охватывает обширный спектр товаров, технологий и услуг в различных областях деятельности. Однако изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены двумя важными областями - телекоммуникационной, а также электротехнической и электронной отраслями, т.к. для них уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC. Официальное название ISO это - International Organization for Standartization. «ISO» не является абревиатурой официального названия организации, а слово, которое служит еще одним ее названием. Это слово происходит от греческого слова «isos», которое означает «равный» (equal).
Организация ISO (продолжение) ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации. К ее важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования, протоколы компьютерных сетей и многое другое. Общее число созданных и сопровождаемых ISO стандартов к 2001 г., составляло порядка 13000, из которых порядка 2000 стандартов относится к области ИТ. В ISO работает около технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более экспертов. ISO сотрудничает с более, чем 500 международными организациями. Стратегическим партнером ISO является Всемирная торговая организация (World Trade Organiztion, WTO).
Организация ISO (Членство) ISO является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы: - организации-члены ISO (member bodies), составляющие ISO и выполняющие основные ее задачи, а также обеспечивающие основное финансирование ISO; - организации-корреспонденты (correspondent members) - имеющие доступ к интересующей их информации; - организации-подписчики (subscriber members), поддерживающие официальные контакты с ISO за минимальные взносы. К 2001 г. ISO включала в свой состав 135 организаций национальных стандартов, из них 90 – первого типа, 36 – второго и 9 – третьего.
Организационная структура ISO
Организационная структура ISO (продолжение) CASCO – ISO Committee on conformity assessment (комитет по сертификации) COPOLCO – ISO Committee on consumer policy (комитет по политике с заказчиками) DEVCO - Committee on developing country matters (комитет по делам с развивающимися странами) INFCO - ISO Committee on information system and services (комитет по информационным системам и услугам) REMCO – ISO Committee on reference materials (комитет по эталонным материалам) Верховным органом ISO является Генеральная ассамблея (General Assembly), которая собирается раз в три года для выработки политических решений стратегического уровня и избрания руководящего состава организации. Реализация этих стратегических решений возлагается на Совет (Council). Заседания Совета проводятся ежегодно. На них решаются вопросы, связанные с технической структурой ISO, с публикацией принятых стандартов, назначением членов исполнительных органов, с избранием председателей технических комитетов, утверждением планов работ технических комитетов и пр. Центральный секретариат расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек.
Организация ISO (продолжение) Вся содержательная работа по стандартизации ИТ выполняется техническими комитетами (ТС). Каждый ТС имеет уникальный идентификатор, который составляется из префикса «ТС», за которым следует порядковый номер комитета. Если комитет распускается, то его номер не переиспользуется. При образовании нового комитета ему присваивается первый по порядку не используемый номер. Каждый комитет имеет свой секретариат. Работа, выполняемая комитетом, распределяется по подкомитетам (subcommittees, SCs) с учетом их специализации. Каждый подкомитет также имеет свой секретариат. Технические комитеты и подкомитеты могут распределять работу по рабочим группам (Work Groups, WGs). Рабочие группы не имеют секретариатов. Они возглавляются руководителями (conveners). Для организаций-членов ISO существуют две формы представительства в рабочих группах – в виде P-членов (P-members) и O-членов (O- members). Первые являются полноправными участниками (participants) работы по стандартизации, вторые выступают в роли обозревателей (observers) работы. В конце 2000 г. в ISO насчитывалось 187 комитетов, 572 подкомитета, 2063 рабочих групп и 45 специальных исследовательских групп.
Цикл разработки стандартов ISO Полный цикл разработки стандарта включает следующие этапы эволюции документа: - заявка на разработку стандарта (new work item, NWI), - рабочий документ (Working Draft, WD), - проект предложения (Draft Proposal, DP), - проект международного стандарта (Draft International Standard, DIS), - DIS проголосованный в подкомитете называется окончательным или Final DIS (FDIS), - международный стандарт (International Standard, IS). См. иллюстрацию. Работа подкомитета Участие центрального секретариата NWIWD DPDISFDIS IS
Процесс разработки стандартов ISO Общая схема разработки стандартов: Вначале предложение о выполнении новой работы (new work item, NWI) поступает в секретариат подходящего комитета. Если комитет принимает это предложение, то оно поступает в некоторый подкомитет этого комитета. Как правило, одна из рабочих групп данного подкомитета готовит соответствующий WD, который затем передается в подкомитет для голосования. Если консенсус в подкомитете по данному WD достигнут, то этот документ принимает статус DP и направляется в центральный секретариат для регистрации в качестве DIS. Центральный секретариат проверяет, соответствует ли данный DIS требованиям ISO и, если он всем требованиям соответствует, рассылает его членам ISO для изучения, подготовки замечаний и вердикта. Когда одобрение получено от большинства членов технического комитета и от не менее чем трех четвертей голосующих членов ISO, данный DIS, называемый на конечной стадии окончательным или Final DIS (FDIS), становится IS и публикуется в качестве международного стандарта.
Международная организация IEC IEC образована в 1906 г. Также как и ISO является добровольной неправительственной организацией. Ее деятельность связана со стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования. Основное внимание IEC уделяет таким вопросам, как электроизмерения, тестирование, утилизация, безопасность электротехнического и электронного оборудования. Членами IEC являются национальные организации (комитеты) стандартизации технологий в соответствующих отраслях. В настоящее время в состав IEC входит более 50 таких членов. С организационной точки зрения IEC имеет устройство во многом аналогичное ISO. Процесс создания стандартов в IEC также аналогичен модели этого процесса, принятой в ISO. Как и в ISO основную работу по разработке стандартов выполняют технические комитеты (TCs) и подкомитеты (SCs), общая число которых более 200. Наряду со стандартами на электротехнические аппараты и машины IEC разрабатывает документы на электронные устройства, связанные с обработкой информации, в частности, шинные интерфейсы.
JTC1 (Joint Technical Committee 1 - Объединенный технический коммитет 1) Имея совместные интересы в области стандартизации ИТ, ISO и IEC договорились объединить свои усилия, создав в 1987 г. единый орган JTC1 (Joint Technical Committee 1 - Объединенный технический комитет 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области ИТ и их расширений для конкретных сфер деятельности. Сфера деятельности JTC1 сформулирована в документе ISO\IEC JTC1 N430, принятом на пленарном совещании комитета в декабре 1996 г. Сфера деятельности – международная стандартизация в области ИТ, при этом понятие ИТ трактуется следующим образом: «Информационные технологии включают спецификацию, проектирование и разработку систем и средств, имеющих дело со сбором, представлением, обработкой, безопасностью, передачей, организацией, хранением и поиском информации, а также обменом и управлением информацией».
JTC1 (продолжение) Основные цели JTC1 (определены в том же документе): «разработка, поддержание, продвижение стандартов ИТ, являющихся необходимыми для глобального рынка, удовлетворяющих требованиям бизнеса и пользователей и имеющих отношение к: - проектированию и разработке систем и средств ИТ, - производительности и качеству продуктов и систем ИТ, - безопасности систем ИТ и информации, - переносимости прикладных программ, - интероперабельности продуктов и систем ИТ, - унифицированным средствам и окружениям, - гармонизированному словарю понятий области ИТ, - дружеским и эргономичным пользовательским интерфейсам».
JTC1 (продолжение) Работа над стандартами ИТ, осуществляемая в JTC1, тематически распределена по подкомитетам (Subcommittees - SC). В 2001 г. состав подкомитетов JTC1 выглядел следующим образом: - SC1 Vocabulary (словарь понятий). - SC2 Corded character sets (Символьные наборы и кодирование информации). - SC6 Telecommunication and information exchange between systems (Телекоммуникация и информационный обмен между системами). - SC7 Software engineering (Программная инженерия). - SC11 Flexible magnetic media for digital data interchange (Гибкая магнитная среда для обмена электронными данными). - SC17 Identification cards and related devices (Идентификационные карты и связанные с ними устройства). - SC22 Programming languages, their environments and system software interfaces (Языки программирования, их окружения и интерфейсы системного программного обеспечения). - SC24 Computer graphics and image processing (Компьютерная графика и обработка изображений).
JTC1 (продолжение) - SC25 Interconnection of information technology equipment (Взаимосвязь оборудования информационных технологий). - SC27 IT Securities techniques (Методы безопасности ИТ) - SC29 Coding of audio, picture, multimedia and hypermedia information (Кодирование аудио, графической, мультимедийной и гипермедиа информации). - SC31 Automatic identification and data capture techniques (Автоматическая идентификация и методы считывания данных) - SC32 Data management and interchange (Обмен и управление данными). - SC34 Document description and processing languages (Языки описания и обработки документов). - SC35 Use interfaces (Пользовательские интерфейсы). - SC36 Learning Technology (Технологии обучения).
ITU (International Telecommunication Union - Международный Союз Электросвязи) ITU – международная межправительственная организация, специализирующаяся в области стандартизации электросвязи. Объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. В ее состав входят телефонные, телекоммуникационные и почтовые министерства, ведомства и агентства разных стран, а также организации-поставщики оборудования для обеспечения телекоммуникационного сервиса. Основная задача ITU состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов. В 1947 г. ITU получила статус специализированного агентства Организации Объединенных Наций (ООН). Центральный офис ITU расположен в Женеве (Швейцария). Штатный состав сотрудников включает 770 человек. Годовой бюджет организации составляет около 333 миллионов швейцарских франков.
Организация ITU (продолжение) ITU –основана в 1865 г. после подписания 20-ю европейскими государствами первой международной конвенции по телеграфии. Первое название ITU расшифровывалось как Международный союз по телеграфии (International Telegraph Union). Все время своего существования ITU несло ответственность за разработку правил и рекомендаций, регламентирующих развитие глобальных телекоммуникационных сетей и способствующих стандартизации телеуслуг, а также стандартизации операций по эксплуатации систем электросвязи. ITU оперативно отслеживала новейшие достижения, включая изобретение телефона и радиотелеграфии, появление спутниковой связи и цифровых систем передачи данных, современных компьютерных сетей и систем мобильной связи, интегрируя эти достижения в глобальные телекоммуникационные услуги. В 1932 г. было изменено название ITU. Организация стала называться Международным союзом по телекоммуникациям (International Telecommunication Union).
Организация ITU (продолжение) В 1956 г. в результате очередной реорганизации ITU был сформирован Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (International Telephone and Telegraph Consultative Committee, - CCITT), в работах которого, в частности, были заложены основы стандартизации технологий компьютерных сетей. В декабре 1992 г. на внеочередной женевской конференции была проведена структурная реформа ITU. Были созданы три сектора: - Радиокоммуникации (Radiocommunication Sector или ITU-R) - сектор, включающий общие функции бывшего комитета по радиосвязи CCIR, а также задачи, выполнявшиеся советом по регистрации частот FRB. - Стандартизации телекоммуникаций (Telecommunication Standardizaion Sector (TSS) или ITU-T), который принял на себя функции CCITT, а также функции комитета по радиосвязи CCIR, связанные с выходом средств радиосвязи на сети общего пользования. - Развития телекоммуникаций (Telecommunication Development или ITU-D) - сектор, определяющий вопросы стратегии и политики развития систем электросвязи.
Организация ITU (продолжение) Принимаемые ITU-T стандарты имеют статус рекомендаций. Основная работа по разработке стандартов выполняется исследовательскими группами (Study Groups - SGs). В 2000 г. насчитывалось 14 таких групп. С точки зрения стандартизации ИТ наибольший интерес представляет деятельность таких групп, как, например: - SG7 – Data and open communications systems (Данные и открытые информационные системы) - SG8 – Multimedia Services (Мультимедийные сервисы) - SG10 – Software languages (Языки для программного обеспечения) – стандарты языков программирования и языков формальной спецификации для разработки телекоммуникационных систем. - SG13 – GII principles and structure (Структура и принципы Глобальной информационной инфраструктуры).
Организация ITU (продолжение) Все Рекомендаций разбиты по сериям, которые идентифицируются буквами алфавита от A до Z. Примеры серий: A: Organization of the work of the ITU-T (Организация работы ITU-T). E: Overall network operation, telephone service and human factors (Общая работа сетей, телефонные услуги и человеческие факторы). G: Transmission systems and media, digital systems and networks (Системы передачи и среды, цифровые системы и сети). H: Audiovisual and multimedia systems (Аудиовизуальные и мультимедийные системы). I: Integrated services digital network – ISDN (Цифровая Сеть с Интеграцией Служб, ЦСИС). V: Data communication over the telephone network (Передача данных по телефонной сети). X: Data networks and open system communications (Сети передачи данных и связь открытых систем). Y: Global information infrastructure (Глобальная информационная инфраструктура). Z: Programming languages (Языки программирования).
Организация ITU (продолжение) Примерами Рекомендаций этих серий могут служить следующие стандарты и их подсерии: X.200-X.299 – Open Systems Interconnection /стандарты взаимосвязи открытых систем/ X.400-X.499 – Message Handling Systems / стандарты систем обработки сообщений/ X.500-X.599 – Directory /стандарты справочной сетевой службы/ X.700-X OSI Management /стандарты сетевого управления для модели OSI/ X.900-X.999 – ODP /стандарты ODP/ Y.100-Y Global information infrastructure. General /общие стандарты Глобальной информационной инфраструктуры/ Z LANGAGE DE DESCRIPTION ET DE SPECIFICATION /стандарт языка SDL/.
Организация ITU (продолжение) Так как интересы JTC1 и ITU-T в области стандартизации ИТ, перекрываются важную роль приобретает сотрудничество между JTC1 и ITU-T. Примерами сотрудничества являются: - Соглашение об общем тексте для стандартов ISO/IEC (т.е. JTC1) и Рекомендаций ITU-T/CCITT, относящихся к одним и тем же аспектам в областях OSI и ODP. - Принятие одной организацией текста стандарта, разработанного другой организацией. Пример - принятие предшественником ITU- T, организацией CCITT, эталонной модели OSI, разработанной в недрах ISO, а также принятие организациями ISO/IEC рекомендаций по технологии передачи сообщений (MHS), разработанных CCITT. - Совместная разработка стандартов, как, например, разработка стандарта для службы Справочника (Directory) и стандарта для эталонной модели открытой распределенной обработки (ODP).
IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers, IEEE - институт инженеров по электротехнике и электронике, основанный в США - одна из самых больших международных профессиональных организаций. Ее целью являются продвижение теоретических и прикладных достижений электротехнической и электронной индустрий, а также поддержка профессионального роста специалистов. Организации, входящие в IEEE, образуют общества (Societies) различной профессиональной направленности, которые рассматриваются как структурно самостоятельные единицы IEEE. Разработка стандартов ИТ осуществляется в рамках Компьютерного общества IEEE (IEEE Computer Society), самого большого среди обществ, входящих в состав IEEE. IEEE является аккредитованной ANSI организацией стандартизации, она может направлять свои стандарты в Совет по рассмотрению стандартов ANSI для проведения их в качестве национальных стандартов США. Затем эти стандарты могут передаваться в JTC1 для принятия их в качестве международных.
IEEE. Процесс разработки стандартов Если общество IEEE собирается разработать новый стандарт, то оно должно решить вопрос о финансировании соответствующего проекта, оформить запрос на выполнение данного проекта, называемый PAR (Project Authorization Request), и передать этот запрос в комитет по новым стандартам (New Standards Committee, NesCom), который всесторонне исследует данный PAR. Если запрос поддерживается этим комитетом, то он направляется в Совет стандартов для утверждения. Только после этих процедур соответствующее общество IEEE организует разработку стандарта посредством некоторой рабочей группы на принципах консенсуса и с соблюдением правил, установленных американским институтом стандартов ANSI. После завершения разработки стандарта подготовленный документ должен пройти рассмотрение и получить одобрение в комитете по рассмотрению стандартов (Standards Review Committee). Если одобрение получено, то документ публикуется в качестве стандарта IEEE.
IEEE (продолжение) Наиболее известными международными стандартами в области ИТ, разработанными IEEE, стали: - стандарты для локальных компьютерных сетей, получивших название IEEE 802LAN, созданные комитетом Компьютерной связи (Computer Communication); - на переносимые окружения операционных систем (1003 POSIX), созданные комитетом Приложений и окружений операционных систем (Operating Systems Applications and Environments); - большой спектр стандартов в области программной инженерии, например, ISO/IEC 12207:1995 Information technology -- Software life cycle processes (Процессы жизненного цикла программного обеспечения).
Организации ISOC, IAB, IETF, IRTF, IESG
Организации ISOC, IAB, IETF, IRTF, IESG и Internet-стандартизация Организации ISOC, IAB, IETF, IRTF, IESG структурно взаимосвязаны. Они несут ответственность за стандартизацию Интернет-технологий. Интернет - глобальная международная сеть, выросшая из недр сети ARPANET и исследований по сетям с пакетной коммутацией, финансируемых Агенством перспективных научно-исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA). Структурно организации ISOC, IAB, IETF, IRTF, IESG взаимосвязаны следующим образом. ISOC (Internet Society – Общество Интернета, – ассоциация экспертов, отвечающая за разработку стандартов технологий сети Интернет. В рассматриваемой организационной структуре ISOC располагается на верхнем уровне иерархии. ISOC называют также организационным домом (organizational home) для организаций IAB, IETF, IRTF, IESG. ISOC является некоммерческой неправительственной международной профессиональной организацией. Ее члены организаций и около 9000 физических лиц из более, чем 170 стран мира.
Организация ISOC Работа ISOC сфокусирована на решении следующих основных задач, включая: - Организацию процесса стандартизации технологий сети Интернет. - Осуществление публичной политики. - Поддержку инфраструктуры (организационно- административное управление деятельностью, управление финансами, защиту прав интеллектуальной собственности и пр.). - Образование и обучение, в том числе, организацию ежегодных семинаров по обучению Интернет-технологиям (Network Training Workshops - NTW), орагнизацию системы учебных центров (Sustainable Internet Training Centers - SITCs) и пр. - Поддержку членства в ISOC как для организаций, так и для персональных членов.
Организация IAB IAB (Internet Architecture Board -– группа технических советников в составе ISOC, непосредственно отвечающая за развитие архитектуры Интернет, управление разработкой и сопровождением стандартов протоколов и сервисов Интернет в виде RFC (Request For Comments). В частности, IAB несет ответственность за избрание председателя IETF и руководящего состава IESG, осуществляет надзор за развитием архитектуры протоколов и процедур сети Интернет, а также надзор за процессом создания системы стандартов сети Интернет, включая стек протоколов TCP/IP. Кроме этого, IAB несет ответственность за управление редактированием и публикацией спецификаций RFC (Request for Comments), а также управление присваиванием (посредством механизма IANA – Internet Assigned Numbers Authorities) номеров для RFC. IAB выполняет представительские функции ISOC при взаимодействии с другими организациями.
Организация IETF IETF (Internet Engineering Task Force – Комиссия по проектированию Интернет-технологий, является международным открытым сообществом разработчиков, операторов, изготовителей, исследователей, сетевых технологий и сервисов на основе сети Интернет. IETF открыта для всех, кто интересуется Интернет- технологиями. Основная сфера деятельности IETF состоит собственно в разработке стандартов сети Интернет, их эффективной реализации и тестировании.
Организации IRTF, IESG IRTF (Internet Research Task Force – Исследовательская группа Интернет-технологий, – подразделение IAB, которое выполняет долгосрочные исследовательские программы, связанные с вопросами развития архитектуры, базовых протоколов и сетевых приложений сети Интернет. Руководящие органы IRTF назначаются IAB. IESG (Internet Engineering Steering Group – группа технического управления сети Интернет, – отвечает за техническое управление процессом стандартизацией Интернет-технологий, осуществляет экспертизу проектов спецификаций, разрабатываемых IETF, несет ответственность за принятие Интернет- стандартов и их дальнейшее продвижение.
Процесс стандартизации Interner-технологий В основе Интернет-стандартизации лежит технология издания и поддержки RFC-документов - выходные результаты работы IETF или спецификации, разработанные внешними организациями. RFC-документы делаются доступными на файловых серверах Интернет для всех специалистов, что обеспечивает процессу стандартизации Интернет- технологий свойство открытости. Каждой вновь разработанной спецификации или пересмотренной версии уже существующего RFC- документа присваивается очередной свободный номер из RFC-серии документов. Предыдущие версии пересмотренного документа остаются в каталогах системы стандартов с прежними номерами, но помечаются как изменявшиеся.
Стадии стандартизации Интернет-протоколов Система Интернет-стандартов характеризуется большим динамизмом, что отражается, в частности, составом стадий стандартизации (stage of standardization), включающим следующие стадии: - Экспериментальные протоколы (Experimental). - Исторические документы (Historic). - Предложения (Proposed Standards). - Проекты (Draft Standards). - Стандарты (Standards). Текущее состояние системы Интернет-стандартов фиксируется в Треке стандартов (Standards Track). Этот документ содержит актуальные спецификации, называемые также официальными стандартами Интернет-протоколов (Internet Official Protocol Standards). Последняя версия Трека публикуется в RFC-документе, имеющем наибольший номер среди номеров, кратных 100 (т.е. rfcXX00).
Стадии стандартизации Интернет-протоколов Draft Standard Standard Historic Experi- mental Proposed Standards the Best Current Practice Рис Модель жизненного цикла RFC-документов Standards Track
Процесс стандартизации Interner-технологий Кроме этого в Треке поддерживается список RFC-документов, разработанных вне IETF-стандартизации. Этот список называется «лучшая современная практика» (the Best Current Practice list). Помимо серии RFC-документов введены еще две серии. Одна STD-серия - для Интернет-протоколов, находящихся в стадии стандарт. Другая BCP-серия - для документов, относящихся к рубрике «лучшая современная практика». Нумерация в этих сериях является независимой от нумерации, принятой для RFC-документов. Например, при пересмотр протоколов, находящихся в стадии стандарт, их STD-номера не меняются, но они получат новые RFC-номера. Описание одного стандарта может покрываться несколькими RFC-документами. Например, стандарт STD5 для протокола IP охватывает шесть RFC-документов. В этом случае полная ссылка на конкретную спецификацию протокола будет иметь вид STDXX/RFCXXX.
OMG (Object Managemant Group, OMG - международный некоммерческий консорциум, осуществляющий разработку, распространение и сопровождение индустриальных спецификаций, предназначенных для создания интероперабельных бизнес-приложений. Консорциум OMG был основан в 1989 г. с целью концентрации усилий для достижения предельно возможных результатов в переносимости, переиспользуемости и интероперабельности приложений на основе использования объектно-ориентированной технологии создания программного обеспечения и компонентно- базированных методах проектирования систем. OMG объединяет более 900 членов, включая основных производителей вычислительной техники и программного обеспечения. Разработанные OMG руководства и спецификации по управлению объектами определяют интегрированную среду распределенной обработки данных, которая служит общей инфраструктурой для объединения ресурсов и систем.
OMG (Object Managemant Group, Примерами наиболее известных спецификаций, разработанных OMG, являются: - CORBA как унифицированного программного обеспечения среднего уровня (Middleware); - протокола взаимодействия через сеть Интернет объектных брокеров CORBA/IIOP; - объектных служб (Facilities) и сервисов (Services); - предметно-ориентированных интерфейсов (Domain Interfaces), в том числе, спецификаций для разработки приложений вертикального рынка, а именно, в таких областях как производство, финансы, телекоммуникация, электронная коммерция, системы реального времени, здравоохранение; - языка UML, а также других спецификаций для анализа и проектирования систем на основе объектно-ориентированной парадигмы.
Модель области ИТ Пространство реализаций ИТ (Продукты, системы, сервисы)