Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
«Предметно-развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». С.Л. Новоселова
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде: развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала; Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей; Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников; двигательную активность; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных предметов.
Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств, также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность.
Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; Свободный доступ воспитанников, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Цель организации предметно-развивающей среды в ДОУ: достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно- методических, материально- технических, организационно- содержательных условий для развития личностных качеств детей (активности, инициативности и др).
Результаты организации предметно-развивающей среды для воспитанников: активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии развития; обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и всестороннее развитие ребенка; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Результаты организации предметно-развивающей среды для ДОУ: Обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста, Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества, Охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечить: реализацию различных образовательных областей; в случае организации инклюзивного образования – необходимые условия для реализации; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую и коммуникативные функции; необходимо гибкое и вариативное использование пространства; форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей; элементы декора должны быть легко сменяемыми; в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности; организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития детей.