Подготовка студентов педагогического вуза к первичной профилактике зависимого поведения детей и молодежи Канд. пед. наук, доцент Шубникова Е. Г. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
«Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (2011) Задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде 1. Формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участ- ников профилактического процесса для обеспечения комплекс- ного системного воздействия на целевые группы профилактики. 1. Формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участ- ников профилактического процесса для обеспечения комплекс- ного системного воздействия на целевые группы профилактики. 2. Мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффектив- ности, а также характеристика ситуаций, связанных с распро- странением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений. 2. Мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффектив- ности, а также характеристика ситуаций, связанных с распро- странением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений. 3. Исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. 3. Исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. 4. Развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников. 4. Развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников.
Ресурсы, обеспечивающие снижение риска употребления ПАВ 1. Личностные - формирование социально зна- чимых знаний, ценностных ориентаций, нравст- венных представлений и форм поведения у целе- вых групп профилактики 1. Личностные - формирование социально зна- чимых знаний, ценностных ориентаций, нравст- венных представлений и форм поведения у целе- вых групп профилактики 2. Социально-средовые - создание инфраструк- туры службы социальной, психологической под- держки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья 2. Социально-средовые - создание инфраструк- туры службы социальной, психологической под- держки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья 3. Этико-правовые - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений 3. Этико-правовые - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений
Первичная профилактика зависимого поведения Приоритетное направление превентивной деятельности в образовательной среде и реализует- ся через работу общеобразовательных учрежде- ний. Приоритетное направление превентивной деятельности в образовательной среде и реализует- ся через работу общеобразовательных учрежде- ний. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психоло- гических технологий. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психоло- гических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды. Она связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.
Педагогические технологии направлены на формирование у адресных групп профилактики представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, направлены на формирование у адресных групп профилактики представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию
Психологические технологии направлены на коррекцию определенных психологических особеннос- тей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адап- тацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в образовательной среде также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формиро- ванию зависимости от ПАВ; Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в образовательной среде также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формиро- ванию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, не- обходимых для здорового образа жизни; формирование психологических и социальных навыков, не- обходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в кол- лективе и условий для успешной психологической адаптации. создание благоприятного доверительного климата в кол- лективе и условий для успешной психологической адаптации.
Факторы риска употребления психоактивных веществ Проблемы физического и психического здоровья; Проблемы физического и психического здоровья; Рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией; Рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией; Регулярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие устойчивости у давлению сверстников; Регулярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие устойчивости у давлению сверстников; Личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.); Личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.); Ранняя сексуальная активность, подростковая беременность; Ранняя сексуальная активность, подростковая беременность; Высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье; Высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье; Неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе; Неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе; Проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками Проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками
Факторы защиты от риска употребления психоактивных веществ Семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи; Семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи; Средний и высокий уровень дохода в семье, адекватная обеспеченность жильем; Средний и высокий уровень дохода в семье, адекватная обеспеченность жильем; Высокое качество медицинской помощи; Высокое качество медицинской помощи; Низкий уровень преступность в регионе; Низкий уровень преступность в регионе; Доступность служб социальной помощи; Доступность служб социальной помощи; Высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие; Высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие; Высокая самооценка, развитие навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивости к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение; Высокая самооценка, развитие навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивости к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение; Соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ Соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ
Основные подходы к профилактике наркомании Информационный подход Информационный подход Аффективное (эмоциональное обучение) Аффективное (эмоциональное обучение) Влияние социальных факторов Влияние социальных факторов Формирование жизненных навыков Формирование жизненных навыков Развитие деятельности, альтернативной употреблению наркотиков Развитие деятельности, альтернативной употреблению наркотиков Укрепление здоровья Укрепление здоровья Копинг-профилактика Копинг-профилактика
Копинг-профилактика Формирование стрессоустойчивого жизненного стиля Ресурсы личности: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной ситуации; способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной ситуации; сформированность позитивной «Я-концепции» (самооценки, самоуважения, самоэффективности); сформированность позитивной «Я-концепции» (самооценки, самоуважения, самоэффективности); способность контролировать свой поведенческий выбор; способность контролировать свой поведенческий выбор; коммуникативные навыки: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение; коммуникативные навыки: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение; повышение социальной компетентности, восприятия и оказания социальной поддержки повышение социальной компетентности, восприятия и оказания социальной поддержки
Копинг-ресурсы 1. Ресурсы личности: - личностные - психологические - профессиональные - физические 2. Социальные ресурсы: - социальная поддержка - материальные
Копинг-ресурсы Ресурсы личности 1. Уровень интеллекта 2. Сформированность позитивной Я-концепции 3. Интернальный локус контроля 4. Социальная компетентность 5. Эмпатия 6. Аффилиация 7. Позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере 8. Ценностная мотивационная структура личности
Модели копинг-поведения (Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский) 1. Адаптивная модель копинг- поведения 1. Адаптивная модель копинг- поведения 2. Псевдоадаптивная модель 2. Псевдоадаптивная модель копинг-поведения копинг-поведения 3. Дисфункциональная модель копинг-поведения 3. Дисфункциональная модель копинг-поведения
Адаптивная модель копинг-поведения (Жизнеспособность) 1. Эффективное использование копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки. 2. Сбалансированность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения и достаточное развитие когнитивно- оценочных механизмов.
Адаптивная модель копинг-поведения (Жизнеспособность) 3. Преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудачи, готовность к активному противостоянию негативным факторам среды, осознанная направленность копинг- поведения на источник стресса.
Адаптивная модель копинг-поведения (Жизнеспособность) 4. Достаточные личностно-средовые копинг-ресурсы, обеспечивающие позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий (позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернального локуса контроля над средой, эмпатии и аффилиации, наличие эффективной социальной поддержки со стороны среды и т. д.)
Социологический опрос Опрос 100 психологов и социальных педагогов образовательных учреждений Чувашской Республики с целью выяснения основных форм и методов работы по профилактике зависимого поведения. Результаты: нами было выявлено, что одной из основных форм профилактики зависимого поведения у детей до сих пор является профилактическая беседа, антинаркотическая лекция, мероприятия по профилактике наркомании, проводимые в рамках месячников борьбы с наркоманией.
Социологический опрос 100 студентов 4, 5 курсов психолого- педагогического факультета Результаты: Опрос показал, что 82 студента (82% опрошенных) незнакомы с теорией копинг-профилактики и не владеют диагностическими методами диагностики личностных ресурсов и копинг-стратегий школьников. Также нами была проведена психодиагностика студентов по методике "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" Т. Л. Крюковой с целью анализа копинг-стратегий, которые они сами используют в трудных жизненных ситуациях. Нами было констатировано, что у 40 студентов (40% опрошенных) выявлены псевдоадаптивные и дезадаптивные стратегии поведения.
Технологии формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза в сфере копинг-профилактики зависимого поведения детей и молодежи В вариативную часть учебного плана по данному профилю включен курс «Профилактика зависимого поведения детей», по которому нами разработана рабочая программа дисципли- ны, в вариативной части «Дисциплины по выбору» введена дисциплина «Здоровьесберегающие технологии в образовании» Направление "Педагогика и психология девиант- ного поведения" со специализацией 3 "Психолого-педа- гогическая профилактика девиантного поведения", в рамках которого нами ведется работа по созданию рабочих программ дисциплин "Профилактика зависимостей", "Методы психолого- педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков".