Тема : « Сохранение и укрепление физического здоровья младших школьников через физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы на уроках ». Автор : учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 г. Меленки Сафонова Н. В.
По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние годы снизилась численность практически здоровых детей, в начальных классах доля учащихся I группы снизилась до 10%; доля учащихся II группы здоровья снизилась до 30%, а доля детей III группы здоровья возросла до 20%.
18 человек (67%) – имеют отклонения в состоянии здоровья ; 8 чел. (30%) – понижение остроты зрения ; 6 чел. (22%) – нарушение осанки 1 степени ; 6 чел. (22%) – нарушение осанки 2 степени ; 1 чел. (3,7%) – сколиоз I степени ; 2 чел. (7,4%) – плоскостопие ; 6 чел. (22%) – имеют не менее 2 отклонений в состоянии здоровья.
Актуальность здоровьесбережения определяется необходимостью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми, - так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С. М. Громбах.
« Это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие ».
Здоровье физическое психическое социальное нравственное
Валеология ( наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья ). Термин « валеология » был введён И. И. Брехманом Гуманистические теории и системы воспитания. « Школа радости » В. А. Сухомлинского и « Школа жизни » Ш. А. Амонашвили
Главная отличительная особенность приоритет здоровья, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для гармоничного развития младших школьников в процессе обучения и формирование навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.
Укрепление физического здоровья учащихся, профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию через физкультминутки, подвижные игры, динамические паузы. Повышение с помощью средств физической активности умственной работоспособности. Снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся.
Принцип ненанесения вреда «No nocere!» Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся Принцип многоаспектного представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности Принцип постепенности Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье Принцип отсроченного результата
Физкультминутки на уроках в начальной школе. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни. Экспресс - диагностика – основной показатель здоровьесберегающих технологий Экспресс - диагностика – основной показатель здоровьесберегающих технологий
упражнения для формирования правильной осанки ; упражнения для укрепления зрения ; упражнения для укрепления мышц кистей рук ; упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Эти упражнения помогут укрепить мышцы плечевого пояса, ног, спины, увеличить гибкость фигуры. Методика упражнения стрейчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её.
Плюсы пальчиковой гимнастики в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т. к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует центр речи.
На переменах и уроках физической культуры На уроках в качестве физкультминутки ( малой и средней двигательной активности )
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни ( проведение тематических родительских собраний и конференций, в том числе и с приглашением специалистов ; индивидуальные беседы, приглашения на классные часы.). 2. Участие в творческих работах ( коллаж « Правильное питание », плакат « Мои любимые витамины »). 3. Организация досуга учащихся ( День семейного отдыха ).
Критерии 1 класс 2 класс 3 класс 1 Часто и длительно болеющие дети 9 чел 5 чел 7 чел 2 Отклонения в состоянии здоровья : понижение остроты зрения нарушение осанки 1 ой степени нарушение осанки 2 степени сколиоз 1 степени 8 чел 6 чел 1 чел 8 чел 5 чел 6 чел 1 чел 5 чел 0 чел
Данный опыт могут использовать в своей педагогической деятельности не только учителя начальных классов, но и учителя - предметники среднего звена, т. к. проблема здоровьесбережения актуальна для любого класса образовательного учреждения. Кроме этого, данный опыт будет полезен и для родителей не только школьников, но и детей дошкольного возраста.
Литература С.В.Попов «Валеология в школе и дома», С- П.,Союз, 1998 В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии», М., Вако, 2007 Е.А. Бабенкова «Настольная книга здоровьесбережения», М.,Персперктива, 2013 Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова «Здоровьесберегающая деятельность», Волг.,Учитель, 2012 Н.В.Новоторцева «Учимся писать», Яросл., Академияразвития, 1998
Спасибо за внимание