Использование положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в целях осуществления комплексного подхода к проведению медико-социальной экспертизы детей и подростков Докладчик начальник педиатрического отдела МСЭ Департамента по контролю и соц. защите МТСЗН по Карагандинской области, к.м.н., Оспанова Гульшат Асылбековна Караганда, 2013 год
МКФ ДП Оценка детской инвалидности представляет собой уникальный комплекс проблем. Ввиду того, что дети развиваются и учатся решать элементарные задачи с разной скоростью, трудно оценить их функционирование и провести различие между важными функциональными ограничениями и отклонениями в нормальном развитии. Для оценки состояния здоровья и инвалидности в рамках широкого контекста социальных барьеров является МКФ. Данная классификация рассматривает инвалидность с двух точек зрения, структуры и функции, а также активности и участия человека. Ограничение жизнедеятельности, согласно МКФ, являются обычным аспектом человеческого существования, так как любой человек может иметь ограничение жизнедеятельности в той или иной степени. Определение МКФ также признает, что функционирование и ограничение жизнедеятельности имеют место в определенном контексте, поэтому целесообразно оценивать не только физические, но и социальные и средовые факторы.
Основанная на МКФ «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков" делает шаг к включению социального аспекта, определяя не только нарушение, но также его влияние на функционирование и участие детей в их среде. Она охватывает четыре основные области: структуры организма, функции организма, ограничение активности и ограничения участия. МКФ-ДП применяет классификационные коды к сотням функций и структур организма, активности и участию, а также различным факторам окружающей среды, которые ограничивают или облегчают многочисленные повседневные действия молодых людей. Ее новая стандартизированная система кодирования поможет врачам, преподавателям, исследователям, администраторам, лицам, разрабатывающим политику, и родителям документально фиксировать и измерять важнейшие характеристики роста, здоровья и развития детей и подростков. МКФ ДП
Так, например, дети, испытывающие хроническое чувство голода, жажды или небезопасности, часто нездоровы и имеют проблемы в области нормального существования и развития. Эта классификация предоставляет возможность собрать данные о воздействии физического и социального окружения с тем, чтобы на него можно было повлиять с помощью социальной политики, системы здравоохранения и системы образования в целях улучшения благополучия детей. МКФ ДП
МКФ-ДП даст представление о функционировании и ограничениях жизнедеятельности детей и подростков в континууме в контексте их повседневной жизни и активности, что позволит давать точное и конструктивное описание здоровья детей и определять области, требующие наибольшего внимания, помощи и изменения политики. МКФ-ДП имеет важные последствия для исследований, установления стандартов и мобилизации ресурсов во всем мире. МКФ-ДП позволит странам и международному сообществу принимать меры для улучшения здоровья, образования и прав детей на основе полной информации, рассматривая их здоровье в качестве производного окружающей среды, создаваемой взрослыми людьми. МКФ ДП
Классификация охватывает также задержку в развитии. Дети, достигающие определенные вехи позднее своих сверстников, могут подвергаться повышенному риску нарушений жизнедеятельности. Используя эту классификацию, работники здравоохранения, родители и учителя смогут дать точное описание таких задержек для планирования потребностей в области здравоохранения и образования и проведения политических дискуссий Regional Conference on Inclusive Education6 МКФ ДП
Таким образом, МКФ-ДП впервые позволяет унифицировать стандартные формулировки в области здравоохранения, образования и социальных служб для детей. Органы здравоохра- нения Органы социальных служб Органы образования
Структура первичной инвалидности по заболеваниям нервной системы у детей
МКФ ДП Двигательные нарушения (88,1%) Дефицитарны е проявления (74,2%) Координаторн ые нарушения (15,4%) Гиперкинетиче ский синдром (10,4%)
Дефицитарные проявления
Координаторные нарушения Гиперкинетичекий синдром
b - функция организма; s - структура организма; d - активность и участие. У всех больных была использована трехуровневая классификация, в которой основными составляющими являлись:
Функции и системы организма Активность и участие Факторы внешней среды Препятствия Облегчающие факторы Функции организма b Структура организма s Мобильность d
Буквы b, s и d сопровождаются числовым кодом, который начинается с порядкового номера раздела (одна цифра), далее следуют второй уровень (две цифры) и третий (по одной цифре на каждый) Оценивалась выраженность: функции подвижности сустава (b710), функция мышечной силы (b730), структуры, связанные с движением s7, головной мозг s110. Конференция по инклюзивному образованию
Для оценки нарушения функций и структур организма использовались общепризнанные клинические методики. Градация степени выраженности осуществлялась в соответствии с единой шкалой (знак ХХХ стоит вместо кода домена второго уровня): ХХХ 0 НЕТ нарушений (никаких, отсутствуют, ничтожные,...) 0-4% ХХХ 1 ЛЕГКИЕ нарушения (незначительные, слабые,...) 5-24% ХХХ 2 УМЕРЕННЫЕ нарушения (средние, значимые,...) 25-49% ХХХ З ТЯЖЕЛЫЕ нарушения (высокие, интенсивные,...) 50-95% ХХХ 4 АБСОЛЮТНЫЕ нарушения (полные,...) % Конференция по инклюзивному образованию
Функции организма кодируются одним определителем, отражающим степень или величину нарушения. Наличием нарушения считается: утрата или отсутствие, снижение, добавление или избыток, отклонение. Структуры организма кодируются тремя определителями. Первый определитель отражает степень или величину нарушения, второй определитель используется, чтобы указать на характер изменения, и третий определитель обозначает локализацию нарушения Regional Conference on Inclusive Education16
«Активность и участие» кодируются двумя определителями: определителем реализации, который занимает позицию первой цифры после разделительной точки, и определителем потенциальной способности, который занимает позицию второй цифры после разделительной точки. Идентифицирующий категорию код в перечне активность и участие и два определителя составляют желаемую информационную панель Regional Conference on Inclusive Education17
d410 Изменение позы тела (принятие, изменение положения тела и перемещение с одного места в другое, например, подъем с кресла, чтобы лечь в кровать), d412 Самопроизвольные движения d415 Поддержание положения тела (пребывание в необходимом положении сколько требуется времени) d420 Перемещение тела (с одной поверхности на другую без изменения позы тела) d430 Поднятие и перенос объектов d440 Использование точных движений кисти (выполнение координированных действий кистями рук с объектами: подбирание, захват, манипулирование, отпускание) d445 Использование кисти и руки (выполнение координированных действий при перемещении и манипулировании объектами: притягивание, отталкивание, вытягивание, вращение или сгибание, бросание, хватание) d4500 Ходьба на короткое расстояние (менее 1 км. вне дома, в комнате, в здании) d4501Ходьба на дальние расстояния d4502 Ходьба по различным поверхностям (трава, гравий, лед. снег, движущаяся поверхность), d4503 Ходьба вокруг препятствий (мимо подвижных и неподвижных объектов, среди людей, животных и транспортных средств) d455 Передвижение способами, отличающимися от ходьбы (лазанье, ползанье, бег, прыжки, плавание) d4600 Передвижение в пределах жилища d4602 Передвижение вне своего дома и вне других зданий. d465Передвижение с использованием технических средств (коньки, лыжи, кресло- коляска) Regional Conference on Inclusive Education18
Таким образом Regional Conference on Inclusive Education19 Проведенное исследование показало, что оценка функционального статуса по МКФ гораздо шире, объективнее и многообразнее, чем применяемая в настоящее время в Казахстане система оценки инвалидности. МКФ имеет большое значение для формирования новой концепции инвалидности, разработки законодательных документов, определяющих государственную политику в области социальной защите инвалидов.
Благодарю за внимание Regional Conference on Inclusive Education 20