Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве д.п.н, профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ д.п.н, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических.
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Профиль подготовки « Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями» Руководитель магистерской программы д.п.н., профессор Ирина.
Профиль подготовки « Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра» Руководитель магистерской программы д.п.н.,
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА Ч ЕХОВА М ОСКОВСКОЙ.
Психолого-педагогическая компетентность педагогических кадров, обеспечивающих вариативную практику образования детей с ОВЗ Пецух Ольга Петровна преподаватель.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Транксрипт:

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве д.п.н, профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского городского педагогического университета Яковлева Ирина Михайловна

Задачи коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ на современном этапе Коррекция и развитие психических процессов. Коррекция и развитие психических процессов. Формирование различных видов деятельности (типичных и ведущих для данного возраста). Формирование различных видов деятельности (типичных и ведущих для данного возраста). Личностное развитие, формирование положительных качеств личности. Личностное развитие, формирование положительных качеств личности. Помощь в познании себя и окружающего мира, ориентировке в природном и социальном мире, социальной адаптации и интеграции; Помощь в познании себя и окружающего мира, ориентировке в природном и социальном мире, социальной адаптации и интеграции; Помощь в овладении компетенциями, необходимыми для каждого возрастного периода. Подготовка к максимально самостоятельной жизни в обществе. Помощь в овладении компетенциями, необходимыми для каждого возрастного периода. Подготовка к максимально самостоятельной жизни в обществе. Организация оптимальных психолого-педагогических условий для развития человека с ОВЗ. Организация оптимальных психолого-педагогических условий для развития человека с ОВЗ.

профессиональной компетентности, профессиональной компетентности, оказания помощи, оказания помощи, нравственной ответственности, нравственной ответственности, сотрудничества и автономности, сотрудничества и автономности, креативности и инвариантности, креативности и инвариантности, соблюдения этики, соблюдения этики, педагогического оптимизма, педагогического оптимизма, культуросообразности. культуросообразности. Профессиональные принципы Профессиональные принципы педагога, работающего с детьми с ОВЗ педагога, работающего с детьми с ОВЗ

Модель профессиональной компетентности специального педагога (дефектолога) Сущность: готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Структура: Мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностный компоненты. Функциональные компоненты : Изучение ребенка ; выбор технологии обучения, воспитания, развития; осуществление педагогической деятельности; коррекция и оценка. Критерии : 1. Профессионально педагогическая направленность. 2. Профессионально личностные качества. 3. Профессиональ ные компетенции 4. Субъектная позиция. Содержание: 1. Профессионально-гуманистическая направленность. 2. Профессионально-личностные качества. 3. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции. Уровни: адаптивный репродуктивный креативный

Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения; направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для детей с ОВЗ; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат и другие.

Профессионально-личностные качества педагога милосердие эмпатия толерантность (терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их нечеткой речи и т.д.), педагогический оптимизм (уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен) высокий уровень самоконтроля и саморегуляции

Профессионально-личностные умения педагога, работающего с детьми с ОВЗ умение наблюдать креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Диагностическая деятельность включает первичное дефектологическое обследование, систематическое наблюдение за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального, эмоционального, социального развития, прогнозирование возникновения трудностей в освоении образовательной программы, определение причин и механизмов уже существующих учебных проблем.

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Дидактическая (готовность определять общие и конкретные задачи обучения, способность учитывать в учебно-воспитательном процессе психологические, возрастные, индивидуальные особенности обучающихся, а также особенности нарушения, готовность осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью обучающихся, давать адекватную оценку их деятельности). Для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа, которая включает в себя программу коррекционной работы. Специальные задачи – формирование положительной мотивации к обучению, восполнение пробелов предшествующего обучения.

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Коррекционно-развивающая деятельность направлена на максимально возможную коррекцию отклонений к развитии ребенка с ОВЗ и включает целенаправленную работу по развитию сенсомоторной сферы, общения, познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер.

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Консультативная деятельность ориентирована на взаимодействие с родителями и педагогами с целью обеспечения их своевременной необходимой информацией для более качественной помощи ребенку с ОВЗ. Дефектолог консультирует администрацию, педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий и среды для школьников с ОВЗ. Консультирование родителей проводится с целью помощи им в вопросах обучения и воспитания ребенка, информирования о его школьных успехах и трудностях и пр.

Диагностический комплекс: профессиональная направленность личности (тест Дж.Голланда); профессиональная направленность личности (тест Дж.Голланда); изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1, В.В.Синявский и Б.А.Федоришин); изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1, В.В.Синявский и Б.А.Федоришин); понимание невербальных знаков (опросник понимания педагогом невербальных знаков, Р.О.Агавелян); понимание невербальных знаков (опросник понимания педагогом невербальных знаков, Р.О.Агавелян); уровень эмпатии (методика диагностики уровня эмпатических способностей. В.В.Бойко); уровень эмпатии (методика диагностики уровня эмпатических способностей. В.В.Бойко); уровень субъективного контроля (метод исследования уровня субъективного контроля (УСК); уровень субъективного контроля (метод исследования уровня субъективного контроля (УСК); уровень самооценки (методика «Самооценка личности»); уровень самооценки (методика «Самооценка личности»); статус в группе (вариант социометрической методики). статус в группе (вариант социометрической методики).

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Просветительская деятельность направлена на информирование социума о людях с ОВЗ, на формирование у окружающих гуманного отношения к детям с ОВЗ.

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Методическая (готовность к целеполаганию, проектированию, планированию, реализации и диагностике учебного процесса и грамотной корректировке результатов обучения). Включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, собственно участие в мероприятиях, а также оформление документации. Организационная деятельность предполагает создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития школьника с ОВЗ, включая организационную координацию деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку.

Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2008 Гэри Банч Включающее образование (основные стратегические подходы к работе в интегративном классе). – М., 2005 Яковлева И.М. Подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (учебно-методическое пособие). - М.: Издательство «Спутник+», Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. – М.: Бослен, 2013.Литература: