ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогическийуниверситет имени И.Н. Ульянова» имени И.Н. Ульянова» «Теоретические основы социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» Руководитель направления: кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики Казакова Л.А.
Актуальность исследования
Цель исследования – создание комплексного теоретического знания о социальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего инновационному развитию современного российского общества и способствующего сохранению и приумножению социального здоровья нации.
Задачи исследования: Комплексное разностороннее изучение человека с ограниченными возможностями здоровья в детском и подростковом возрасте с физиологической, педагогической и психологической точек зрения. Создание фундаментальных теоретических основ социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе на основе ценностно-смысловой, гуманистической и цивилизационной парадигмы развития современной России. Разработка и внедрение в образовательный процесс общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ технологий интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания, способствующих полноценному и разностороннему развитию и личностной самореализации человека с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование содержательных, технологических и методических аспектов подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной равноправной жизнедеятельности в условиях современной России (профессиональная ориентация, получение средне-специального и высшего профессионального образования, трудоустройство).
Задачи исследования: Совершенствование содержательных, технологических и методических аспектов подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной равноправной жизнедеятельности в условиях современной России (профессиональная ориентация, получение средне-специального и высшего профессионального образования, трудоустройство). Разработка и внедрение модели безбарьерной адаптационной образовательной и социальной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в Приволжском Ф едеральном округе. Разработка вариативного подхода в социальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и его внедрение в системе среднего общего и специального образования с использованием инновационных педагогических и психологических т ехнологий на территории Приволжского Федерального округа. Разработка программ социального воспитания детей с различными видами нарушений развития в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе.
Задачи исследования: Разработка программ социального воспитания детей с различными видами нарушений развития в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе. Подготовка и переподготовка высококвалифицированных педагогических кадров нового поколения к обучению и социальному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Разработка технологий выявления и развития различных видов одаренности у людей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные результаты исследования : Человек с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как равноправный и равноценный субъект социальной жизни, способный изменяться на пути собственного развития. Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является многоаспектным и многофакторным явлением, незавершимым во времени и в пространстве. Воспитание человека с ограниченными возможностями здоровья включает в себя не только коррекционной («исправляющее») воспитание. Главное условие успешного развитие человека с ограниченными возможностями здоровья – взаимодействие в интегрированной социокультурной среде с достаточным количеством здоровых людей и людей с нарушениями развития.
Социальное воспитание – это:
Социальная интеграция Узкий смысл Широкий смысл Интеграция в определенную группу (возрастную, статусную, по состоянию здоровья и т.д.) Интеграция в разнообразные группы по желанию и интересам участников (максимальное количество групп не ограничено, в том числе в общество в целом)
Социальная интеграция Инклюзивная модель Интеграционная модель Общество адаптируется под человека с ограниченными возможностями здоровья Человек с ограниченными возможностями здоровья принимает и транслирует культуру, нормы, ценности общества
Перспективы дальнейших исследований: Создание региональной системы социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание инновационных площадок для реализации проекта. Повышение квалификации ППС Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.
Результаты исследования отражены :
Взаимодействие с образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения Приволжского Федерального округа УЛГПУ МОРД ГПИ МГППУ ОСРЦ «ПОДСОЛНУХ » СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ Г. УЛЬЯНОВСКА