Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Е. Ю. Семенушкина, Е. Ю. Семенушкина, учитель начальных классов учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Психолого-медико- педагогический консилиум в школе.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Транксрипт:

Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Е. Ю. Семенушкина, Е. Ю. Семенушкина, учитель начальных классов учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 г. Тюмени МАОУ СОШ 50 г. Тюмени

Цель: Организация работы педагогов и специалистов МАОУ СОШ 50 города Тюмени в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков речевого развития детей и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Организация работы педагогов и специалистов МАОУ СОШ 50 города Тюмени в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков речевого развития детей и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи: своевременное выявление детей с тяжелыми нарушениями речи; своевременное выявление детей с тяжелыми нарушениями речи; определение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов; определение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательного процесса; определение особенностей организации образовательного процесса; создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы НОО; создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы НОО; осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ОВЗ. осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ОВЗ. оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ТНР по социальным, правовым и другим вопросам. оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ТНР по социальным, правовым и другим вопросам.

Основные направления деятельности Направления Ожидаемые результаты Диагностическое Характеристика образовательной ситуации в школе; диагностические портреты детей (карты медико- психолого-педагогической диагностики); характеристика дифференцированных групп учащихся Проектное Индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты сопровождения ребенка с ОВЗ Аналитическое План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума школы

Организация образовательной деятельности Рабочая коррекционная образовательная программа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана на основе Программ специальных общеобразовательных Рабочая коррекционная образовательная программа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана на основе Программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (Москва, 1987 г.) и концепции комплекта «Перспективная начальная школа». (Москва, 1987 г.) и концепции комплекта «Перспективная начальная школа». Программа построена с учетом специфики основного дефекта детей и наряду с выполнением общих учебных задач направлена на коррекцию проявлений речевой патологии. Программа построена с учетом специфики основного дефекта детей и наряду с выполнением общих учебных задач направлена на коррекцию проявлений речевой патологии. Некоторые темы Программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (Москва, 1987) устарели и потеряли свою актуальность, они были изменены и отформатированы с опорой на УМК «Перспективная начальная школа». Некоторые темы Программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (Москва, 1987) устарели и потеряли свою актуальность, они были изменены и отформатированы с опорой на УМК «Перспективная начальная школа».

Организация обучения детей с ОВЗ Содержание и организация учебно-воспитательного процесса детей с тяжелыми нарушениями речи строится в условиях коррекционных классов V вида, психолого-педагогического сопровождения и помощи детям в условиях системы дополнительного образования. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса детей с тяжелыми нарушениями речи строится в условиях коррекционных классов V вида, психолого-педагогического сопровождения и помощи детям в условиях системы дополнительного образования. Программа обучения построена с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено в программе освоения курса русского языка: Программа обучения построена с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено в программе освоения курса русского языка: «Развитие речи. Окружающий мир» (1-4 классы) – 3 ч в неделю, «Произношение» (1-2 классы) – 2 ч в неделю, «Развитие речи. Окружающий мир» (1-4 классы) – 3 ч в неделю, «Произношение» (1-2 классы) – 2 ч в неделю, «Фонетика, грамматика, правописание» (1-4 классы) – в 1, 2, 3 классах – 5 ч в неделю, в 4 классе – 4 ч в неделю, «Фонетика, грамматика, правописание» (1-4 классы) – в 1, 2, 3 классах – 5 ч в неделю, в 4 классе – 4 ч в неделю, «Чтение» (1-4 классы) – 4 ч в неделю. «Чтение» (1-4 классы) – 4 ч в неделю.

Организация коррекционной работы Обучение детей с ТНР имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется Обучение детей с ТНР имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию речи; развитию речи; работе над формированием устной речи и произношения; работе над формированием устной речи и произношения; обеспечению коррекции различных проявлений дефектов речи. обеспечению коррекции различных проявлений дефектов речи. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся и составляют до 60 минут в неделю на каждого учащегося, из них групповые коррекционные занятия 1 ч через неделю – логопедические, 1 ч через неделю - психологические, 1 ч через неделю - по предмету «Математика», 1 ч через неделю – по предмету «Фонетика, грамматика, правописание»; индивидуальные логопедические занятия – 1 ч через неделю.

Содержание и формы коррекционной работы учителя наблюдение за учащимися; наблюдение за учащимися; поддержание связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; поддержание связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ; составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута учащегося (вместе с психологом и логопедом), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута учащегося (вместе с психологом и логопедом), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; формирование комфортного для каждого ученика микроклимата в классе; формирование комфортного для каждого ученика микроклимата в классе; ведение документации (индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты детей и др.); ведение документации (индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты детей и др.); организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Логопедическая работа В обязанности учителя-логопеда входит изучение всех компонентов устной и письменной речи обучающихся; проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. В обязанности учителя-логопеда входит изучение всех компонентов устной и письменной речи обучающихся; проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.

Психологическая помощь Педагог-психолог оказывает помощь на этапе углублённого обследования детей, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, на исправления возможных нарушений общения и поведения, на адаптацию их в сфере нормально развивающихся сверстников; оказывает методическую помощь учителям. Педагог-психолог оказывает помощь на этапе углублённого обследования детей, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, на исправления возможных нарушений общения и поведения, на адаптацию их в сфере нормально развивающихся сверстников; оказывает методическую помощь учителям.

Медицинское сопровождение Выявление состояния физического и психического здоровья. Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов.

Социальное партнёрство предусматривает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами: - Центром социальной помощи семье и детям «Мария»; - Центром социальной помощи семье и детям «Мария»; - Областным центром реабилитации инвалидов; - Областным центром реабилитации инвалидов; - Центром восстановительной медицины и реабилитации для детей с психоневрологической патологией «Надежда»; - Центром восстановительной медицины и реабилитации для детей с психоневрологической патологией «Надежда»; - Областным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник». - Областным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник». Социальное партнёрство с данными учреждениями призвано решать вопросы преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты Результатом коррекции развития детей с ОВЗ считается Результатом коррекции развития детей с ОВЗ считается - освоение учащимися планируемых результатов основной образовательной программы; - освоение учащимися планируемых результатов основной образовательной программы; - освоение жизненно значимых компетенций: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно- пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; - освоение жизненно значимых компетенций: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно- пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; - преодоление и/или ослабление недостатков речевого развития учащихся; - преодоление и/или ослабление недостатков речевого развития учащихся; - социальная адаптация в коллективе, обществе. - социальная адаптация в коллективе, обществе.