Люди более склонны к занимательным спорам и разговорам и к блужданию от одной вещи к другой, чем к строгому исследованию (Ф.Бэкон)
Исследовательская деятельность школьников
Методологический аппарат исследования Проблема Актуальность темы Объект исследования Предмет исследования Цель Задачи Гипотеза Методы исследования
Проблема - вопрос или комплекс вопросов, требующих решения (обычно вытекает из противоречия) Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...
Актуальность темы исследования - -это степень важности темы в данный момент и в данной ситуации для решения исследуемой проблемы, задачи или вопроса. Актуальность может быть связана с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных; с недостаточной изученностью проблемы в литературе; обусловлена проблемами в социуме
Объект исследования–процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, область науки, избранная для изучения. Предмет исследования – то, что находится в рамках границ объекта исследования, своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть отдельные стороны и связи изучаемого процесса или явления. В одном объекте может быть выделено несколько предметов исследования.
Цель исследования – это то, что исследователь желает получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Определить цель, значить ответить на вопрос о том, зачем проводиться исследование. При формулировке могут быть использованы глаголы «обосновать», «доказать», «выявить», «определить», «разработать»
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые нужно совершить для достижения поставленной цели, решения проблемы или для проверки гипотезы. Описывают основные шаги исследователя Определяют методы и методики, которые можно применить в ходе исследования для получения желаемого результата Оптимальное количество задач При формулировке могут быть использованы глаголы «раскрыть понятия», «выявить», «определить», «установить», «апробировать», «провести диагностику»,«разработать»
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. В гипотезе формулируется предполагаемое решение проблемы. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. Формулируется обычно с использованием слов: если….., то……
Методы исследования Теоретические(анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование) Эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, изучение документов и результатов деятельности, эксперимент, опытная работа, анкетирование, интервьюирование, беседа, социометрия, референтометрия, и др.) Методы обработки информации
Основные направления организации НИР со школьниками ИР, осуществляемая в учебном процессе – проведение уроков исследовательского характера (в соответствии с требованиями ФГОС они должны преобладать) НИР, организуемая во внеурочное время Организационно-массовые мероприятия – олимпиады, конференции и др.
формула "трёх У" Уверенность. Успех. Удовольствие. ребёнок готов заниматься чем угодно, если ему понятна суть работы; если, выполняя её, он видит позитивный результат, который, к тому же, положительно оценивается окружающими; если, справившись с трудной задачей, он испытывает чувство удовлетворения, а после похвалы взрослого - и чувство гордости за себя.
Работа с учащимися в рамках НОУ естественного цикла Цель исследований - расширить и углубить полученные на уроках знания о составе продуктов питания, качественном анализе веществ и экологической безопасности пищи Тема занятия: « Исследование мороженого»
Тема занятия : «Анализ чипсов» Цель работы: провести качественный анализ чипсов Задачи: самостоятельно и мотивированно организовать свою исследовательскую деятельность (от постановки цели до получения результата».
Тема занятия: «Анализ шоколада» Цель работы: провести качественный анализ шоколада Задачи: - Самостоятельно и мотивированно организовать свою исследовательскую деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата). - Изучить химический состав шоколада разных сортов. - Сравнить их химический состав.
1. Мой музыкальный инструмент (1 класс) 2.«Сказка о музыке» (музыка в литературе) 3.«Песни наших отцов» (исследование о песнях ВОВ 4.«Секретное оружие Ленинграда» (7 симфония Д.Шостаковича) 5. Проект «Экскурсия–путешествие в оркестр русских народных инструментов» 6. Проект «Мой интерьер. Дизайн окон» 7. Исследование «Кто нарисовал сказку» 8.«Из истории русских народных промыслов» и др.