Герб села Жостово Мытищинского района Московской области 16 апреля Князь Мышкин Князь Мышкин
Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. ЖОСТОВО, деревня в Мытищинском районе Московской области, центр народного художественного промысла - декоративной живописи маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком.
Изделия жостовских мастеров
Как же возникло удивительная техника жостовской росписи? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.
В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские.
Жостовские мастера изготавливали подносы различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления на жостовских фабриках несколько изменился - металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский узор сохранил.
Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. 16 апреля Князь Мышкин Князь Мышкин
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
В его основе лежат разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок).
Жостовские подносы могут быть разных форм: круглые, овальные, прямоугольные и т. д.
Изготовляются жостовские подносы из листового железа. Ковка подносов осуществляется на механических прессах. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приёмов. Начинается она с «замалевки»: разбелёнными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. «Замалеванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Следующим приёмом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенёжка» погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений. Затем следует «прокладка» - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции. Тенёжка Прокладка
После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы - операция завершает лепку форм, их условную материальность. Последующая операция «чертёжка» размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись. Бликовка Чертёжка
Завершает письмо «привязка» - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном. Орнамент Чертёжка
Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!
Детские работы (старшая группа)
Список использованной литературы и материалов 1. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 144 С. 2. Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: «Белый город», – 47 с