Элективный курс «Народные промыслы России» 9 класс Учитель географии Козлова Наталья Петровна
Умные мысли Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою К.Д.Ушинский
Главная цель курса: Создать условия для формирования у детей целостного представления о населении нашей страны, о культуре, традициях, народных промыслах населяющих ее народов. Задачи: *Способствовать углублению знаний в области географии, истории своей Родины, культуры населяющих ее народов. *Сформировать представление о наиболее известных центрах народного декоративно - прикладного искусства. *Показать связь народного творчества, традиций с природой, с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие. *Способствовать формированию толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний о культуре разных народов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры; *Способствовать выработке общеучебных навыков и ориентации в российском пространстве.
Содержание программы: I. раздел. Введение (3 ч.) Россия - многонациональное государство. Многонациональность - специфический фактор формирования и развития России. Национальный состав населения России. Проблемы межнационального общения. География религий. Разнообразие природных условий на территории России (важнейшие особенности рельефа России, их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения; богатство недр России; разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей; значение внутренних вод в заселении и освоении России). ПТК, его свойства и значение для планирования хозяйственной деятельности. II. раздел. Народные промыслы (15 ч.) Народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, ремёсла; этапы развития народных промыслов. Работа с тканью и нитью; виды вышивок, платки Павловского Посада, Оренбургский платок, кружевоплетение, ковроткачество. Обработка металла; великоустюжские кузнецы, ростовская финифть, подносы из Жостова, каслинское литьё, металлические кружева, обработка серебра; мастера из Дагестана. Керамика; Гжель, колдовские синие цветы, русская глиняная игрушка: Каргопольская, Дымковская, Филимоновская, бирюльки. Искусство резьбы по кости и твёрдому камню, старинные мастера-косторезы Севера и Дальнего Востока, каменотёсы. Русь деревянная, русское деревянное зодчество, деревянное кружево, топорная работа. Лозоплетение и художественная соломка. Лаковая миниатюра и живопись: золотая Хохлома, Городецкая роспись, Пама. III.раздел. Обобщение и закрепление знаний (1 часа) Государственная политика по поддержке народных промыслов.
Практическое занятие
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа