Киришское кружево народные промыслы Ленинградской области
С середины ХVIII в. плетут в Киришском районе кружево. В те давние времена среди лесов и болот, вдалеке от проезжего тракта были затеряны несколько деревень: Иконово, Дуняково, Мотохово, Дубняги и не существующие ныне Пчевушка и Андрианково. Чтобы попасть сюда, надо было сделать порядочный крюк, специально заезжать, заходить. Оттого и называлось это место Захожье, а кружево, которое здесь плели - захожское. Позже оно получило название киришского - по наименованию районного центра.
Деревни Захожья расположены на сельгах - островках пригодной для жизни земли среди лесов и болот. Недостаток пахотных земель и низкая урожайность сельскохозяйственных культур вынуждали жителей этих мест искать дополнительные средства для обеспечения своих семей. Так кружевоплетение сразу же стало на промышленную основу: кружево плели на продажу.
Первоначально и льняную нить, из которой традиционно плелось кружево, производили здесь же, из выращенного самими мастерами льна. Позже купцы стали привозить в Захожье промышленную нить и даже шелк.
Плели кружевницы обычно вечерами, "на беседах"; собирались у каждой мастерицы по очереди. Делали тогда изделия крупные: платья, пальто. Чтобы не было скучно, рассказывали под перезвон коклюшек "всячины". Коклюшки - это специально выточенные из дерева палочки, на которые наматывается нить. Захожское кружево создается перебором коклюшек в "точивцо" или "взавив". Орнамент в основном растительный - цветы с листочками. Рисунок образуется разреженной полотнянкой, фоном для него служит косая решетка; очень украшают изделия плотно сплетенные, продолговатые, заостренные "насновки", напоминающие ячменное зерно.
В фондах Киришского историко-краеведческого музея хранится много интересных работ (в основном послевоенных). Захожское кружево по-своему уникально. Оно меньше других оказалось подвластно различным влияниям, в нем до сих пор сохранились черты крестьянского искусства. Несколько напоминая вологодское, оно существенно отличается от него и техникой переплетения нитей, и плотностью, и монументальностью изделий. В музее имеется 300 образцов, выполненных местными кружевницами. Но промысел требует развития. И сейчас в этом традиционном киришском промысле успешно трудятся Е. Махова, В. Шпилина, Т. Баскакова, чьи работы также имеются в фондах музея.
Работу подготовила Учитель начальных классов МОБУ «Потанинская школа» Грибанова Ольга Александровна