Развитие у детей дошкольного возраста изобразительных умений через знакомство с национальным мордовским искусством
формировать у детей чувство сопричастности к культуре и традициям своей республики, через знакомство с различными народными промыслами и творчеством художников и скульпторов Мордовии; воспитывать эстетический вкус.
Задачи Расширить представления дошкольников о творчестве художников Мордовии и народных промыслах существующих в нашей республике. Формировать духовные качества, эстетический вкус у детей; Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций; Развивать мелкую моторику рук детей; Обогащать словарный запас детей.
Направления: Расширенное знакомство детей с произведениями национальных художников и народными промыслами Мордовии. Знакомство с символикой мордовского декоративного искусства и её значением. Самостоятельное создание детьми рисунков с использованием нетрадиционных техник рисования и декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с национальным искусством: Беседы; Занятия на основе метода интеграции; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки детских работ в группе и в детском саду; Использование физминуток;
Формы работы с детьми по ознакомлению с национальным искусством: Просмотр видеофильмов; Экскурсии; Дидактические игры; Экспериментир ование с различными художественным и материалами;
Формы работы с детьми по ознакомлению с национальным искусством: Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов; Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
Индивидуальная работа Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и национальному искусству, учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Монотипия: На лист бумаги крупными сочными мазками наносят акварельные краски, после чего лист сгибают пополам и прижимают руками. Развернув рисунок можно получить желаемое изображение. В данной технике выполнена работа «Половодье на Мокше».
Рисование по мокрому: Лист бумаги смачивается водой и на влажном листе выполняется рисунок. В данной технике выполнен рисунок «Рассвет».
Рисование с использованием восковых или масленых карандашей: Первоначально рисунок выполняется масляными или восковыми карандашами, а затем покрывается акварельной краской одного цвета. При этом линии, выполненные масляными карандашами, не закрашиваются, так как масляные карандаши отталкивают воду. В этой технике выполнены работы «Улица Коваленко», «Зимний вечер в деревне».
Граттаж: Рисунок наносится острой палочкой на предварительно подготовленный лист. Лист бумаги покрывается воском и закрашивается тушью или гуашью. Именно в такой технике выполнена работа «Панар».
Рисование полусухой жесткой кистью: Рисование в данной технике позволяет детям передать в своих работах нюансы пушистой шерсти котёнка, перышков филина, колючки ежа, иголочки ёлки.
Отпечатки ладонью При выполнении работ в данной технике можно полностью положиться на фантазию ребенка. Например, после посещения Саранского зоопарка ребята нарисовали белых лебедей.
Сочетание нескольких техник рисования Для наибольшей выразительности при передаче осенних пейзажей можно использовать несколько техник рисования. При рисовании на тему «Осень в нашем парке» наряду с техникой «масляные карандаши + акварель» мы использовали аппликацию осенними листьями.
Создание объемных аппликаций из соленого теста Создавая узоры из элементов мордовского орнамента мы используем соленое тесто.
Итог детской деятельности Выставки детского творчества в детском саду Участие в КВНах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.
Графический анализ уровня развития изобразительной деятельности