Постовалова Г.М., г.Ноябрьск, ЯНАО Я живу в России
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Матрешка настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.
Но, главное, эта куколка с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.
Про матрешку придумали потешку : Шли матрешки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И еще Матрешечка!
Но матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!
Прообразом матрешки могли послужить писанки деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: До чего похожа на нашу Матрену! С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Автопортрет Сергея Малютина Василий Звездочкин Первая Русская матрешка- Девочка с петухом
Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше.
Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.
Усадьба Абрамцево рядом с Сергеевым Посадом, который издавна славился мастерами- игрушечниками. Вскоре и сергиевопосадские мастера тоже принялись за дело.
Стали делать матрешек и в других местах России. Матрешки из города Семенова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и более стройные.
Есть матрешки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами. А порою матрешку Матреной и не назовешь! Это былинные богатыри, веселые музыканты, важные бояре, а то и цари.
Теперь деревянные куклы как две капли воды похожи на известных людей.
Стали матрешку золотить, да и весь ее тради- ционный облик изменился. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны в метр высотой.
Внутри такой матрешки спрятан не один десяток ее сестричек. Или братишек. Матрешка уже стала одним из символов России. Но и современная девочка, баюкая свою любимую матрешечку, напевает: Где же ты, куколка, была? Где же ты, барынька, была?
Ссылки: А.Клиентов. Народные промыслы. М.: Белый город, html html t /