Константин Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Дед поэта был морским офицером, отец, Дмитрий Константинович Бальмонт ( ) служил в Шуйском уездном суде и земстве : сначала коллежским регистратором, затем мировым судьёй, наконец председателем уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально ; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать « красоту женской души ». Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и не была чужда некоторого вольнодумства : в доме принимали « неблагонадёжных » гостей. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал « необузданность и страстность », весь свой « душевный строй ».
Первые десять лет жизни прошли в деревне. Всю жизнь Бальмонт с любовью вспоминал Гумнищи и родной край. В 1907 году он писал : « Я вырос в саду, среди цветов, деревьев и бабочек. В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озёра, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют, дрёма, васильки, незабудки, лютики, смешная заячья капустка, трогательный подорожник - и сколько - и сколько ещё ! « Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, писал впоследствии Бальмонт, выражаясь обычным своим вычурным слогом, Мои первые шаги, вы были первыми весенними песнями птиц, были окружены первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, первыми волшебными зарницами постигания, что зори подобны неведомому Морю и высокое Солнце владеет всем …»
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.
Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.
Кто равен мне в моей певучей силе ? Никто, никто.
Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце, А если день погас,
Я буду петь … Я буду петь о Солнце В предсмертный час !
Бальмонта нередко причисляли к революционно настроенной молодежи, хотя, скорее всего, он был просто увлекающимся бунтарем, принимавшим участие в стихийных студенческих волнениях. Однако « неосторожные высказывания » о существующей власти служили поводом исключения его из гимназии и московского университета.
Бальмонт несколько раз пытается получить специальность юриста, но вскоре понимает, что хочет серьёзно заниматься литературой. В 23 года он расстаётся с женой. Тяжело переживая разрыв, временами впадая в тяжёлую депрессию, он пытается совершить самоубийство, выбросившись из окна. Родные определяют его на длительное лечение. Лечение пошло на пользу, и Бальмонт полностью уходит в творчество.
Издаётся несколько сборников стихов, о которых сочувственно отозвался В. Короленко, однако критики и читатели их не приняли. Но успех Бальмонту приносят блестящие переводы Ибсена, Байрона, Шелли, Лопе де Вега, Эдгара По и других поэтов и прозаиков. С середины х гг. Бальмонт занимает одно из ведущих мест в русском символизме, особенно после выпуска сборников « Под северным небом », « В безбрежности » и « Тишина ». Он становится понятнее и ближе читателям. Его воспринимают как новатора, преобразователя стихотворных форм. Бальмонт в творчестве словно проходит два этапа. Неясное томление, фантазии, отход от реальности, а затем внезапное превращение в активную, революционную личность. Это особенно ярко выразилось в его « Лирике современной души » и сборнике « Будем как Солнце ».
Однако в 1905 г. в творчестве Бальмонта, по словам Блока, происходит « перелом ». На протяжении 12 лет, с 1905 по 1917 год, выходит несколько сборников его стихов : « Литургия красоты », « Птицы в воздухе », « Хоровод времён, « Зарево Зорь », « Ясень. Видение древа », « Сонеты Солнца, Неба и Луны » (1917). Но все его произведения встречаются более чем прохладно. Бальмонт подсознательно чувствует это и, чтобы набраться новых впечатлений, решает отправиться в путешествие. Еще в гг. он посетил почти все европейские страны. В 1905 г. – Америку. В гг. Бальмонт побывал в Египте, Африке, Австралии, Новой Зеландии, Полинезии, Цейлоне, Индии, Новой Гвинее, Канарских и Балеарских островах. В 1916 г. Бальмонт едет в Японию. Посещая различные страны, он изучает местные легенды, мифы и новые языки. Творчество народов мира вдохновляет его, и он с упоением занимается созданием очерков и новых поэтических сборников, в основу которых положены древние письменные источники. Например, индейские мифы вошли в книгу « Змеиные цветы », воспоминания о Египте – в книгу « Край Озириса », образы сказочной Океании воплотились в сборник стихов « Белый зодчий. Таинство четырёх светильников ». Не забывал поэт и о своей родине : Волга, Урал, Сибирь.
Бальмонт лояльно относится к новой власти, но, в отличие от Маяковского, считает, что поэт должен быть вне политики. Однако хаос гражданской войны Бальмонт принять не может и 25 июня 1920 г. навсегда покидает Россию.
Во Франции поэт публикует в периодических изданиях разных стран свои произведения : « Дар Земле », « Песня рабочего молота », « Марево », « Стихи о России », « В раздвинутой дали », « Голубая подкова ». В 1923 г. появляются две книги автобиографической прозы : « Под новым серпом » и « Воздушный путь ». Бальмонт работает над переводами европейских поэтов. В 1930 г. выходит в свет его перевод « Слова о полку Игореве ».
Последние годы Бальмонта мучает ностальгия по родине, он практически ничего не пишет. Умер Константин Бальмонт в 1942 г. в Нуази - ле - Гран, близ Парижа.