Расцвет Средневековой культуры МХК, 9 класс Учитель: Дементьева Т.Я.
Содержание. 1. Готика. Готический храм – образ мира. Готический храм – образ мира. 2. Архитектура и скульптурный декор готического храма. готического храма. 3. Внутренний декор храма. Витражи. Витражи. 4. Основные этапы развития готического стиля. готического стиля. Словарь Словарь Словарь Проверочный тест Проверочный тест Проверочный тест Проверочный тест
1. Готика. Готический храм – образ мира. Готический стиль родился в эпоху, когда разрозненные и враждебные друг другу феодальные владения стали объединяться и преобразовываться в централизованные государства. Родиной готики считается Франция, поскольку впервые его архитектурные признаки – стрельчатая арка и нервюры – были использованы при перестройке восточной части церкви Сен-Дени под Парижем в 1137 году. Готический стиль родился в эпоху, когда разрозненные и враждебные друг другу феодальные владения стали объединяться и преобразовываться в централизованные государства. Родиной готики считается Франция, поскольку впервые его архитектурные признаки – стрельчатая арка и нервюры – были использованы при перестройке восточной части церкви Сен-Дени под Парижем в 1137 году. Готический собор называют каменной энциклопедией средневековой жизни, отражавшей в архитектуре, скульптуре, витражах реальную жизнь и идеалы людей. Собор предназначался не только для богослужения – он был связан с общественной жизнью города: здесь собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические реликвии и покоились останки выдающихся граждан. Готический собор называют каменной энциклопедией средневековой жизни, отражавшей в архитектуре, скульптуре, витражах реальную жизнь и идеалы людей. Собор предназначался не только для богослужения – он был связан с общественной жизнью города: здесь собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические реликвии и покоились останки выдающихся граждан. Вместе с тем готический храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует друг с другом. Поэтому кафедральные соборы в Париже, Реймсе, Руане, посвященные Деве Марии, украшены скульптурой и рельефом. Вместе с тем готический храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует друг с другом. Поэтому кафедральные соборы в Париже, Реймсе, Руане, посвященные Деве Марии, украшены скульптурой и рельефом. содержание
Поперечный разрез готического собора Схема кладки каркаса готического свода Содержание.
2. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Готический горельеф превратил храм в каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища. Готический горельеф превратил храм в каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища. На крыше, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На галереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых таятся лукавые демоны…И все это многообразие фигур оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда. На крыше, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На галереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых таятся лукавые демоны…И все это многообразие фигур оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда. Первый ярус горизонтального членения готического храма составляют порталы. Они объединяются галереей королей – вторым ярусом фасада, где помещены изображения библейских царей. Третий ярус занимают окна с цветными витражами: над центральным порталом – готическая роза (круглое окно), над боковыми – окна в форме стрельчатой арки. Первый ярус горизонтального членения готического храма составляют порталы. Они объединяются галереей королей – вторым ярусом фасада, где помещены изображения библейских царей. Третий ярус занимают окна с цветными витражами: над центральным порталом – готическая роза (круглое окно), над боковыми – окна в форме стрельчатой арки. содержание
Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия Германия Перспективный портал Кёльнского собора Содержание.
3. Внутренний декор храма. Витражам в готике первостепенное значение. Позаимствованная у арабов розетка-витраж лепесток за лепестком повествовала о судьбах человечества: северная – до прихода Спасителя, западная – о повседневной жизни, освещенной присутствием Бога, южная – о видении Бога в вечности. Витражам в готике первостепенное значение. Позаимствованная у арабов розетка-витраж лепесток за лепестком повествовала о судьбах человечества: северная – до прихода Спасителя, западная – о повседневной жизни, освещенной присутствием Бога, южная – о видении Бога в вечности. Благодаря витражным окнам воздух в готических соборах как бы окрашен. Преобладает фиолетовей цвет, воспринимающийся как цвет готики. Струящийся свет создает в храме особую атмосферу – таинственную и нарядную одновременно. Благодаря витражным окнам воздух в готических соборах как бы окрашен. Преобладает фиолетовей цвет, воспринимающийся как цвет готики. Струящийся свет создает в храме особую атмосферу – таинственную и нарядную одновременно. Чтобы избежать отсветов от зыбкого мерцания витражей, все поверхности изнутри покрывались легкими акварельными красками и золотом. Своды окрашивались в темно-синий цвет; колонны оплетали всевозможные узоры, в том числе королевские лилии на синем и алом фоне. По стенам и в аркадах центрального нефа вывешивали шерстяные ковры – шпалеры. Чтобы избежать отсветов от зыбкого мерцания витражей, все поверхности изнутри покрывались легкими акварельными красками и золотом. Своды окрашивались в темно-синий цвет; колонны оплетали всевозможные узоры, в том числе королевские лилии на синем и алом фоне. По стенам и в аркадах центрального нефа вывешивали шерстяные ковры – шпалеры. Скульптуре в интерьере храма отведено немного места. Колонны украшены листьями винограда, плюща или хмеля. На пересечении нервюр парят фигуры святых. Внешние стенки хора, за которыми находились во время богослужения певчие, декорированы раскрашенной скульптурой. В алтаре увидим высокие статуи. Скульптуре в интерьере храма отведено немного места. Колонны украшены листьями винограда, плюща или хмеля. На пересечении нервюр парят фигуры святых. Внешние стенки хора, за которыми находились во время богослужения певчие, декорированы раскрашенной скульптурой. В алтаре увидим высокие статуи. Содержание.
Фрагмент витражного окна Готический собор в Кутансе, Франциясобор Франция Содержание.
4. Основные этапы развития готического стиля. Готика была господствующим стилем во Франции в течении трех веков и прошла три этапа развития – ранний, высокий и поздний. Готика была господствующим стилем во Франции в течении трех веков и прошла три этапа развития – ранний, высокий и поздний. Ранней готикой принято называть «новую французскую манеру» на стадии становления – в гг. Пример, собор Нотр-Дам в Шартре., который сохраняет тяжелую романскую стену с преобладанием в ее членении горизонтали. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких маленьких круглых проемов с витражами. Ранней готикой принято называть «новую французскую манеру» на стадии становления – в гг. Пример, собор Нотр-Дам в Шартре., который сохраняет тяжелую романскую стену с преобладанием в ее членении горизонтали. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких маленьких круглых проемов с витражами. Название высокая, или лучистая, готика получила по форме каменных перемычек в окне-розе, лучами расходящихся от центра. Такая традиция сложилась в аббатстве Сен-Дени и длилась с 1240 по 1350 г. готика стала активно проникать в другие европейские страны: Германию, Англию, Испанию, Италию. Название высокая, или лучистая, готика получила по форме каменных перемычек в окне-розе, лучами расходящихся от центра. Такая традиция сложилась в аббатстве Сен-Дени и длилась с 1240 по 1350 г. готика стала активно проникать в другие европейские страны: Германию, Англию, Испанию, Италию. Поздняя готика вв. характеризовалась чрезмерной декоративностью. Это и избыток скульптурных украшений, и сложный рисунок перемычек в окне-розе, словно распахивающей свои роскошные лепестки. Пример, Собор Нотр-Дам в Руане, стены которого покрыты невероятным количеством стрельчатых арок. Поздняя готика вв. характеризовалась чрезмерной декоративностью. Это и избыток скульптурных украшений, и сложный рисунок перемычек в окне-розе, словно распахивающей свои роскошные лепестки. Пример, Собор Нотр-Дам в Руане, стены которого покрыты невероятным количеством стрельчатых арок. Содержание.
Собор Парижской Богоматери Собор в Реймсе, Франция Собор в Шартре, Франция Содержание.
Словарь Алтарь – место для жертвоприношений, а также вся восточная часть храма. Витраж – цветные стекла в дверях, окнах. Галерея – длинный узкий крытый проход. Готикой художники итальянского Возрождения назвали архитектуру средневековой Европы, намекая на варварское племя готов, вторгавшихся в Италию в 5 в., и противопоставляя ей возрождавшуюся в Италии классику. Го́тика период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. средневековогоXIIXV век средневековогоXIIXV век Консоль – поддерживающий элемент выступающих частей здания (карниза, балкона). Нервюра – выступающие ребра свода, скрепленные на пересечении замковым камнем (цветком или фигурой святого по пояс). Портал – архитектурно оформленный вход в здание. Фасад – наружная сторона здания. Химера – скульптуры-чудовища, олицетворения пороков и темных сил. Содержание.
Проверочный тест 1. Начало готики датируется: Содержание. а) 1127 г. б) 1137 г. в) 1237 г. Подумай ещё Молодец! Неправильно
2. Определите этап развития готики, к которому относится собор? Содержание. а) Ранний б) Высокий в) Поздний Правильно! Подумай ещё Неправильно
3. Выберите характерные черты готического стиля. Содержание. а ) Массивные толстые стены; б) Витражи; в) Небольшие окна; г) Стрельчатые окна; д) Роспись на стенах ; е) Шпалеры. Неправильно Правильно Неправильно Правильно Неправильно Правильно
4. Родиной готики считается: Содержание. а) Англия; б) Германия ; в) Франция. Нет Да
5. «Отцом» готики является: Содержание. а ) Папа Лев X; б) Аббат Сугерий; в) Папа Григорий I. Подумай ещё Правильно! Подумай