«Рекомендации по разработке программы развития универсальных учебных действий » Работу выполнили: Конончук Н.И., Шагунова Н.Р., Симонова Г.А., Данченко О.В, Газзаев В.Е.
Актуальность
Цель программы развития УУД: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, реализация системно-деятельностного подхода
Понятие УУД Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Учебная деятельность Самоопределение Мотивация Самооценка
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей Виды Планирование учебного сотрудничества Коллективное обсуждение проблем Инициативное сотрудничество в сборе информации Учет позиции других людей Умение вести диалог Владение монологической и диалогической формой речи Разрешение конфликтов Контроль и коррекция действий партнеров
Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Общеучебные познавательные УУД
Знаково-символические познавательные УУД
Логические познавательные УУД
Проблемно-поисковые познавательные УУД Постановка проблемы Выявление проблемы Решение проблемы
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
Структура программы формирования УУД 1. Установление ценностных ориентиров. 2. Определение понятия, функции, состава и характеристики УУД. 3. Выявление связи УУД с содержанием учебных предметов. 4. Определение условий, обеспечивающих преемственность программы формирования у обучающихся УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному образованию.
Общие рекомендации по развитию УУД 1. Определить цели формирования УУД, содержание и требуемые свойства. 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, организовать ориентировку учащихся в его выполнении. 3. Организовать поэтапную отработку УУД. 4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной 5. Разработать критериий экспертной оценки учебника. 6. Разработать учебно-методические рекомендации для учителей.
Условия, обеспечивающие развитие УУД определение функций и содержания УУД определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия); разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности). 16
Этапы формирования УУД на уроках математики 1. Вводно - мотивационный. 2. Открытие математических знаний 3. Формализация знаний 4. Обобщение и систематизация.
Методы
Виды заданий для формирования и развития УУД Виды универсальных действий Виды заданий Личностные Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания, имеющие практическое применение Самооценка событий
Пример. Раскрасить кораблик в цвета, соответствующие значениям выражений: 1.(1,2-0,4)0,8 2. 1,250,8-0,7 3.0,22+0,06 4.(9,8-5,9) ,50,4+0,7 6. (10-36)0,1 0,64 -синий; 0,1 –желтый; 0,3 – голубой; 1,7 -коричневый; 6,4 –белый; 39 –красный.
Пример. Древнеиндийская задача Над озером тихим С полфута размером Высился лотоса цвет. Он рос одиноко, И ветер порывом Отнёс его в сторону. Нет Боле цветка над водой. Нашёл же рыбак его Ранней весною В двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: Как озера вода здесь глубока?
Виды заданий для формирования и развития УУД Виды универсальных действий Виды заданий Познаватель- ные «Найти отличия» «Поиск лишнего» «Лабиринты» «Цепочки» Составления схем-опор Работа с разными видами таблиц Составления и распознавание диаграмм Работа со словарями
Применение различных технологии для формирования познавательных УУД Тип урока Педагогические технологии Урок первичного предъявления новых знаний ИКТ, технология проблемного обучения Урок применения предметных знаний, умений, навыков ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления Урок повторения предметных знаний, умений, навыков Игры, групповые формы работы Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы Комбинированный урок Возможно применение всех технологий
Пример. Решите уравнения и расшифруйте полученное слово : 1) 35x² + 2x - 1 = 0;5) 4 - x² = 0; 2) 9y² + 30y + 25 = 0;6) x²- 9x + 14 = 0; 3) 3x²- 15 = 0;7) 2x² - 11x + 9 = 0; 4) 0,5x² - 3,5x = 0;8) -3x² + 7x + 10 = 0. БХАСКАРЫ
Пример. Используя интернет или дополнительную литературу записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. Обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса. Забавляясь, обезьяны на две группы разделились: Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась, А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте. Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.
Пример. Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест. Виды Прыжки в длину Метание Бег Маша 185 см 0,01 км 420 сек Катя 19 дм 1200 см 5 мин 30 сек Оля 1 м 7 дм 6 см 135 дм 0,1 ч
Виды заданий для формирования и развития УУД Виды универсальных действий Виды заданий Регулятивные «Преднамеренные ошибки» Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль Диспут «ищу ошибку» Контрольный опрос на определенную проблему
Пример. Правильно прочти высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно поставь запятую. Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее.
Пример. Ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение Пример. Ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение 1. СЕF= AED (односторонние), СFE= EAD (накрестлежащие при параллельных прямых), АЕD= FЕС (по первому признаку) 2. CE:DE=AE:FE=DA:CF 4:8=10:FE=7:СF Ответ: FC = 3,5 см, FЕ= 5 см.
«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Спасибо за внимание!