Инновационный урок II часть Управление образования муниципального района «Печора» Информационно-методический кабинет Язева Т.В. учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ пгт. Кожва» 2013
Проектирование урока в системе компетентностного образования Компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика. Компетентность – уже состоявшееся его личностное качество, т.е. компетентность – это уровень практической реализации компетенции.
Сущность компетентностного подхода (по определению ЮНЕСКО) состоит в том, чтобы научить: 1. получать знания (учить учиться); 2. работать и зарабатывать (учение для труда); 3. жить (учение для бытия); 4. жить вместе (учение для совместной жизни)
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход Цель обучения Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) Основная формула результата образования «Знаю, что»«Знаю, как» Характер образовательного процесса Репродуктивный Продуктивный Доминирующий компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная работа
Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений (в т.ч. тест- отметка) Комплексная оценка учебных достижений (портфолио – продукты творческого обучения)
Средства формирования компетенций в образовательном процессе интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы) ориентация на конкретные компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия связь с практикой (жизнедеятельностью)
Этапы построения учебного занятия в системе компетентностного образования 1-й этап – целеполагание. (Матетика – наука о целеполагании, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, т.е. предполагаемых плодов деятельности. Задача матетики – изучение и разработка методики приобретения знаний из той или иной предметной области.) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах.
С точки зрения матетики, цель – это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия; а задача – средство достижения цели. Иерархия задач: 1. воспитательная (формирование ценностей, ценностных отношений, нравственной оценки…); 2. учебная (изучение, закрепление, обобщение); 3. развивающая (учебные умения и навыки, память, логическое мышление…).
2-й этап – проектирование содержания и его компетентностная интерпретация: 1. разделение содержание учебного занятия на составляющие компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический): теория, практика, воспитание; 2. установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики изучения нового содержания образования); 3. прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их прохождения.
3-й этап – выбор формы организации учебно- познавательной деятельности (тип учебного занятия) Творческий урок. Основная задача – организовать продуктивную деятельность/создать творческую продукцию. Основные характеристики: -исследовательский метод и вид деятельности; -отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока; -многообразие подходов и точек зрения; -самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль; -предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (определение условий перевода или интериоризации знания (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности), его закрепление или практическая отработка). 5-й этап - заключительный (учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции).
Проектирование метапредметного учебного занятия в школе Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении… Использование в образовательном процессе метапредметного подхода, предполагающего интеграцию содержания образования, педагогических усилий, а также достижение практико-ориентированного результата обучения. (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») Номинация «Метапредметное учебное занятие» в конкурсе «Учитель года России».
Мета (от греч. между, после, через) – часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структуировано, о приемах и методах познания, о возможностях работы с ним. Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая из «знающего» в «думающего».
Метаспособы, метаумения – методы и умения, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач. Они универсальные по сути, т.е. междисциплинарные, надпредметные, жизненно важные, т.к. используются не только в науке, но и в повседневной жизнедеятельности. Метапредмет – учебный предмет нового типа, который выстраивается поверх традиционных учебных предметов на основе мыследеятельностного типа интеграции содержания образования.
Метапредметность – это направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования; это одно из средств реализации компетентностного подхода в образовании. Метапредметный урок – это разновидность и высшая форма компетентностно-ориентированного учебного занятия.
Технология проектирования метапредметного учебного занятия Фундаментальные категории, составляющие основу содержания метапредметного занятия Фундаментальные понятия Мировоззренческие (ценностные) категории Пространство и время Необъятное и вечное Порядок и хаос Покой и движение Единица и множество Простое и сложное Война и мир Свет и тьма//Зло и добро Подъем и упадок Начало и конец Причина и следствие Позиции и роли Цвет и звук Красота и гармония Измерения и погрешности Опыт и интуиция Наука и предрассудки Разум и чувства Рисунок и символ Реальное и условное
Категории могут быть одинарными: героическое, трагическое, стабильное, прогрессивное, вечное, жизнь, личность, любовь, дружба, знание, опыт, культура… Формы метапредметного учебного занятия: проблемная лекция, дискуссия, полилог, семинар, лабораторный практикум, деловая и ролевая игра, тренинг, разработка и защита проекта, интегрированный урок. Формулировки целей: «формирование ценностного отношения к…», «обеспечение условий формирования личной позиции учащегося в вопросах…»…
Формулировка темы занятия в традиционной и метапредметной интерпретации Традиционная формулировка темы Метапредметная интерпретация традиционной темы «Отечественная война 1812 года»«Позиции и роли в Отечественной войне 1812 года. Героическое и трагическое в Отечественной войне 1812 года» «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» «Порядок и хаос: польза систем и систематизации (на примере таблицы химических элементов Д.И.Менделеева)»
Пример. На уроке истории «Позиции и роли в Отечественной войне 1812 года» рассматриваются позиции основных исторических персонажей в ходе войны, обсуждаются их исторические роли. Цель урока – привести учащихся к самостоятельному выводу о том, что роль, которую они сами сыграют в своей жизни, в судьбе своих близких и страны, зависит от жизненной позиции. Это и будет переводом предметного знания в надпредметное.