Тема урока: «Металлы в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева» Тип урока: комбинированный обобщающий (11 класс)
В 1906 году Нобелевский комитет в Стокгольме рассматривал две кандидатуры на соискание одноименной премии: Анри Муассана, которого выдвинула Академия наук Франции (за открытие фтора) и Д.И.Менделеева, которого выдвинула Академия наук Германии (за открытие периодического закона). Премию вручили Анри Муассану. Вопрос: почему не Д.И.Менделееву, открытием которого уже 138 лет пользуется человечество? Что повлияло на решение Нобелевского комитета?
Цель урока. Обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д.И.Менделеева Задача урока Систематизировать знания о металлах. Развивать: - умения находить причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, -мыслительные операции и творческие способности. Воспитывать коммуникативность и умение - высказывать свою точку зрения.
г.
Викторина «Знаете ли вы?» 1) Какой металл назван в честь великой России? 2) Из какого металла делают нить лампы накаливания? 3) Какой металл плавится на ладони рук?
4) Металл, обеспечивающий кроветворение? 5) Металл, усиливающий жесткость воды, входящий в состав гигантских сосулек, свисающих с потолка пещер (сталагмитов и сталактитов), образующий меловые горы, известняки, мрамор, необходимый для строения костей, повышения мозговой деятельности ? 6) Один из самых широко известных радиоактивных металлов, применяемых на атомных электростанциях?
Интелектуальная атака «закончить предложение». «закончить предложение». Задание 1. Дописать на карточке недостающие слова в предложениях 2. Поменяться карточками 3. Проверить правильность ответов.
г.
«Закончить предложение» «Закончить предложение» В ПЕРИОДЕ 1. Заряд ядра атома …………..(увеличивается) 2. Число электронных слоев в атоме … (не изменяется) 3. Число электронов во внешнем электронном слое атома …….. (увеличивается от 1 до 8) 4. Радиус атома………… ( уменьшается) 5. Металлические свойства атомов (ослабевают)
«Закончить предложение» Строение атома 1. Порядковый номер элемента показывает.... (заряд ядра атома) 2. Ядро атома состоит из ……. (протонов и нейтронов) 3. Число электронных слоев атома равно……. (номеру периода) 4. Число электронов на внешнем слое атомов элементов главных подгрупп соответствует…. (номеру группы) 5. Электрон – частица заряженная ….. (отрицательно)
«Закончить предложение» Главная подгруппа 1. Заряд ядра атома …………... (увеличивается) 2. Число электронных слоев в атоме (увеличивается) 3. Число электронов во внешних электронных слоях атомов (не изменяется) 4. Радиус атома (увеличивается) 6. Металлические свойства атомов (усиливаются)
Критерии оценки: правильных ответов «+» оценка 5– 6 «3» 7-8 «4» 9– 10 «5»
Экспериментальная мастерская Правила Техники безопасности: при работе с кислотами будьте осторожны! Задание: На столах карточки- инструкции с заданиями. Время для исследований – 5 минут.
Творческая мастерская. Мини-проект на тему: Мини-проект на тему: «Элемент 21 века» Задача Открыть свой элемент, который спасет человечество от катастроф и проблем... Алгоритм действий 1) Изобразить символ и назвать элемент. 2) Охарактеризовать физические свойства и области применения 3) Описать ценность вашего открытия.
Домашнее задание Записать уравнения химических реакций, характеризующие свойства открытых вами элементов. Указать области применения ваших изобретений человеком.
Подведение итогов «Будут, конечно, появляться и умирать новые теории, блестящие обобщения. Новые представления будут сменять устаревшие понятия; величайшие открытия и эксперименты будут далеко превосходить все прошлое и открывать невероятные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить и уходить, но периодический закон Менделеева будет всегда жить, развиваться, уточняться и руководить исканиями» (А.Е.Ферсман). 1. Достигли ли мы поставленной цели? 2. На партах таблицы с вопросами, обведите только выбранный вами ответ. Сегодня на уроке мне было: 1) интересно 2) не очень интересно 3) не интересно Свою работу на уроке оцениваю «5»,«4»,.... Ваши пожелания:
«Считалки» 1. Электронная формула 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1. Определите элемент, напишите для него формулы оксида и гидроксида и укажите их характер. 2. Электронная формула атома 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1. Определите элемент, напишите для него формулы высшего оксида и гидроксида, и укажите их характер. «Решалки» 3. Высший оксид элемента ЭО. Его оксид содержит 28,57% кислорода. Определите элемент. «Уравнялки» ? Zn +?H 2 SO 4 = ?ZnSO 4 + ?H 2 S + ?H 2 O / рекомендую использовать метод электронного баланса/.
«Решалки» Решение: Э : О Х=40 а.е.м. элемент Са « Уравнялки » 4Zn +5H 2 SO 4 = 4ZnSO 4 + H 2 S + 4H 2 O «Считалки» 1. Na-щелочной металл,Na 2 O-основный оксид,NaOH-щелочь 2.Al-амфотерный металл,Al 2 O 3 - амфотерные оксид и гидроксид Al(OH) 3
«Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй Менделеевской системы строгий. Вокруг тебя творится, мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай». С.Щипачев «Читая Менделеева»