Педагогический совет ГБОУ СПО МО МГТТ г. Преподаватель Смирнова Н.А. Мытищи 2013
овладение компьютерной грамотностью (программа минимум – как пользователь, программа максимум – как программист, проектировщик образовательного процесса.); способность к овладению информационно – коммуникативными технологиями как новыми средствами для решения проблем образования; умение сотрудничать со школьниками в учебном процессе в режиме саморазвития, используя сети телекоммуникации; способность быстрее других отследить, оценить, понять предложенную информацию и включить её в учебный процесс.
потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной деятельности; профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе. отношение к информации, объектам и явлениям в информационной среде; стиль педагогического общения внутри информационной среды; критическое отношение к информационному потреблению; согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием информационных технологий; уверенность в правильности принятия нестандартных решений.
низкая информационная культура педагогических коллективов; педагогическая и методическая неподготовленность многих преподавателей к работе с новыми информационными технологиями; низкая мотивация преподавателей к использованию информационных технологий в процессе обучения.
обучение ориентации в информационных ресурсах по образованию, педагогическим наукам, предметной сфере; освоение информационного поиска, овладение методами переработки информации; использование технологии подготовки и оформлении результатов учебно-методической работы; осознание возможностей новых информационных технологии в гуманитарных исследованиях; о точках пересечения и интеграции данного курса с другими изучаемыми дисциплинами и о различных подходах к решению задач профессиональной сферы.
наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представлений и понятий; информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации; компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, времени; адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний; интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое.
осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы; готовность к освоению способов эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации; стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной инфосреды; готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии; освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области); готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе (телеконференции, дистанционное обучение); способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности
умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации; освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции; использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.
Преподавателю, работающему в инновационном режиме, приходится выполнять следующие виды деятельности: технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом; технологически разрабатывать информационные структуры в виде монологического изложения и в задачном исполнении, преобразовывать учебную информацию, составлять и применять логико-структурные схемы; составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках; прослеживать учебные продвижения учащихся; анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт; разрабатывать новые технологии обучения, предметные методики преподавания, организовывать новые коммуникативные структуры в процессе обучения.
перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции, поурочные разработки, планы-конспекты и др. Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.
Выводы: Вышеперечисленные продукты инновационной деятельности учителей становятся новыми культурными объектамиартефактами, и их качественный уровень является одним из критериев оценки педагогической культуры учителя. Культурологический подход к формированию личности учителя инновационных ОУ напрямую связан с информационной компетентностью. В данном контексте инновации в образовании можно рассматривать как образовательно-педагогическое явление, а также как культурно-образовательный феномен общества. Таким образом, если рассматривать информационную компетентность сквозь призму личностно- деятельностного и культурологического подхода, то ее можно и должно считать составляющей более широкого понятия информационной культуры учителя.
Ресурсы Интернета