МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ЯДРО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРОМЫКО Нина Вячеславовна кандидат философских наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы ПОЛОВКОВА Марина Вадимовна кандидат психологических наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы
коллектив разработчиков и педагогов, построивших новую образовательную технологию - технологию мыследеятельностной педагогики и работающих по ней уже в течение одиннадцати лет. Эта технология описана в монографии Ю.В. Громыко "Мыследеятельностная педагогика" (Минск, 2000), а также в серии учебников по метапредметам.
Сердцевину данной технологии составляет идея метапредметов. Метапредмет - это такой нетрадиционный учебный предмет, который:
Во-первых, строится на материале сразу нескольких учебных предметов (например, физики, математики и истории одновременно и т.д.). Преподаватель метапредмета работает обязательно с несколькими предметными действительностями, вводя в пространство обсуждения и осмысления в классе полипредметный вопрос, имеющий реальное научное и социо-культурное значение.
Во-вторых, метапредмет нацелен на формирование у школьника способностей. Именно формированием способностей определяется логика работы преподавателя- метапредметника - то, как он выстраивает курс, как он строит переход от одного фрагмента к другому, как он организует учебную ситуацию. Другими словами, именно нацеленность на формирование способностей задает, собственно, выход в содержание и определяет работу с содержанием образования. Именно на этом основании для преподавателя метапредмета снимается разрыв между гуманитарным и естественно- научным типами знания.
В-третьих, преподаватель метапредмета, особенно если он является преподавателем метапредмета "Знание" (а таких метапредметов выстроено пока всего четыре - "Проблема", "Знак", "Задача", "Знание" - в соответствии с базисными организованностями в мышлении), ориентирован на работу со знаниями, а не с информацией. Его поэтому интересуют вопросы порождения и употребления знания. Он вводит учащегося в такие проблемные вопросы, которые не имеют однозначного решения и ответа. Эти вопросы представляют собой своеобразные воронки, которые содержательно затягивают ученика и заставляют его искать решение и самостоятельно порождать знание по данному вопросу.
Наконец, преподаватель метапредмета, формируя ту или другую способность, сам непременно должен ею обладать, а передавая тот или другой способ, сам непременно должен демонстрировать его в своей собственной деятельности. Поэтому преподаватель метапредмета является, как правило, не только учителем, но и ученым, способным демонстрировать в своей работе как образцы исследовательской деятельности, так и образцы проектирования, конструирования, программирования и т.д. Метапредмет нацелен на введение учащегося в эти новые, неизвестные для традиционной массовой школы типы деятельности.
Метапредметы это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Создавая эту новую учебную форму и соответствующую ей новую модель школы, авторы исходили из основной мировоззренческой идеи нашего учителя, выдающегося психолога В. В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей. В рамках имеющихся предметных форм обучения культивировать практику мышления во всей своей теоретической полноте невозможно. Поэтому и были разработаны и созданы метапредметы.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это такое?
1-ый уровень работы ученика Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.
Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае знания.
Метапредметы это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления «знание», «знак», «проблема», «задача».
Метапредметы это наш ответ на то, в чем может состоять интегративность и как она может выстраиваться. Мы предлагаем мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:
a) с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности (знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача»; их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация» и т. д.); b) а также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Но схему того объекта построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории различные таблицы с данными; на геометрии чертежи фигур и сами фигуры; на физике формулы и чертежи изучаемых процессов и т. д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
В рамках другого метапредмета «Знание» формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них техника «знающего не-знания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Мы считаем, что именно в этих бездонных проблемах-воронках тот импульс философско-методологического развития, который учащиеся могут получить на всю жизнь. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско- методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.
Успешное обучение по метапредметам предполагает хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Но если на обычных учебных предметах превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью и учениками, и учителями. В практике образования дошкольников, учащихся начальной и средней школы используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль.
Мыследеятельностная педагогика предполагает новые формы работы по совершенствованию профессионализма педагогов: задачная форма организации (ЗФО), технология сценирования, инновационная образовательная сеть.
Задачная форма организации (ЗФО) Освоение задачной формы организации учебного процесса составляет ближайший шаг развития, позволяющей учителям и воспитателям начать освоение принципов мыследеятельностной педагогики.
Сценарная технология Реализация сценарной технологии требует работы не с передачей информации и не с умениями-навыками, а со способностями учащегося. Основным механизмом работы со способностями являются специально создаваемые ситуации учения-обучения.
Инновационная образовательная сеть представляет собой совокупность учреждений образования и научно- исследовательского института, осуществляющих скоординированную работу по обновлению содержания образования.
Мыследеятельностная педагогика предполагает новые формы работы с детьми: антропологические экспедиции, турниры способностей, организационно-деятельностные игры (ОДИ), проекты.
Образовательная антропологическая экспедиция исходит из того, что существует определенное соответствие между тем, что происходит в системе укладов по всей России, и тем, что происходит с идентичностью каждого россиянина, в том числе и подростка общеобразовательной школы. Способность понять и прожить процесс формирования нового уклада жизни в его живой, проблемной и конфликтной форме и формируется в ходе программы проведения таких экспедиций.
Проектная деятельность предлагает технологическое решение проблемы формирования способности к социальному действию, т.е. к действию, направленному на преобразование социального мира, на решение социокультурных проблем современности. Осуществление социокультурного действия предполагает преобразование среды и формирование собственной позиционности, характеризующейся процессами самоопределения и целеполагания.
Организационно- деятельностная игра Форма организационно-деятельностной игры - одна из ключевых форм, используемых в учебно- образовательном процессе на экспериментальных и инновационных площадках сети мыследеятельностной педагогики. Образовательный характер ОДИ для всех игроков - детей и взрослых - определяется правильно организованным в игре соотношением действия и рефлексии приобретенного опыта действия.
"Турнир способностей" При проведении "Турнира способностей" ставится задача привлечь внимание к культурным способам работы с текстами, способствовать развитию работы с текстами в школе, формированию культурного читателя.
Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.