Разработка основной образовательной программы основного общего образования
ООП представляет собой разработанную и утвержденную образовательной организацией учебно - методическую документацию, включающую основные характеристики и условия получения образования ( дошкольного, начального, основного, среднего общего образования ), требования к воспитанию и качеству подготовки учащихся. ООП определяет содержание образования, разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП. Понятие ООП ( ст.2, – ФЗ « Об образовании в РФ ») Понятие ООП ( ст.2, – ФЗ « Об образовании в РФ »)
Этапы проектирования ООП 1. Принятие решения о разработке ООП в соответствии с планом поэтапного введения ФГОС ООО. 2. Формирование рабочей группы по разработке документа. 3. Разработка плана деятельности группы 4. Подготовка и анализ документов ( материалов ), необходимых для разработки ООП. 5. Создание проекта ООП, обсуждение промежуточных результатов проектирования с педагогическим коллективом. 6. Проведение внутренней и внешней ( при необходимости ) экспертизы окончательного варианта ООП. 7. Утверждение документа.
Требования к структуре основных образовательных программ ( основная школа )
Критерии оценки ООП ООО 1. Реализация общих подходов к разработке ООП в том числе : Проектирование обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в соотношении 70/30. Структурная целостность ООП, соответствующая требованиям ФПОС ООО. Целевая и содержательная направленность документа на достижение обучающимися результатов освоения ОП в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Успешность разработки целевого раздела программы, в том числе : Качество пояснительной записки ( полнота нормативной базы ; обоснованность целей и задач реализации ОП ; аргументированность принципов и подходов к формированию ООП ) Полнота планируемых результатов освоения учащимися ОП, включающих в себя планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты. Разработанность системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП ( соответствие критериев, процедуры и инструментария оценивания требованиям ФГОС и примерной ОП ; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения ООП и др.)
3. Качество разработки содержательного раздела, в том числе : Программы развития УУД на ступени ООО ( взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов в условиях урочной и внеурочной деятельности ; представленность понятий, функций, состава и характеристик УУД ( личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных ); разработанность основных направлений и форм организаций учебно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся ; наличие методики инструментария мониторинга успешности освоения и применения УУД и др.)
Структурная и содержательная целостность программ отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочных ( наличие пояснительной записки, общей характеристики и содержания учебного предмета ( курса ), тематического планирования с определением основных видов учебной и внеучебной деятельности, описания учебно - методического обеспечения образовательного процесса и др. ).
Разработанность программы воспитания и социализации учащихся ( цели и задачи программы ; описание направлений, содержания, видов, форм, этапов деятельности ; разработанность критериев, показателей методики и инструментария оценки эффективности деятельности с учётом планируемых результатов и др.).
Разработка программы коррекционной работы ( цели и задачи работы ; целесообразность индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы ; механизм взаимодействия учителей и специалистов в области коррекционной педагогики ; система оценки планируемых результатов коррекционной работы и др.).
4. Качество организационного раздела : Разработанность учебного плана ( наличие пояснительной записки и сетки часов ; соответствие объёма аудиторной нагрузки учащихся, состава и структуры обязательных предметных областей по классам ( годам обучения ) требованиям ФГОС ) Разработанность плана внеурочной деятельности ( наличие пояснительной записи и сетки часов по основным направлениям развития личности в соответствии с ФГОС ; соблюдение принципов преемственности и развития ) Оптимальность системы условий реализации ООП ( полнота описания имеющихся и планируемых условий ; обоснованность привлекаемых ресурсов для изменений в имеющихся условиях ; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий ).