Проект разработан Е.Лаевской Редактирован Т.Плешко и Н.Замфир в соответствии с рекомендациями Jerzy Jendrośka
Протокола по СЭО к Конвенции Эспо ЕЭК ООН 2003 г., Директивы ЕС 2001/42/EC об оценке последствий некоторых планов и программ для окружающей среды.
14 ст. распределены в 3 Главах Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава II ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ Глава III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цель и предмет закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Сфера применения стратегической экологической оценки Статья 4. Органы, ответственные за осуществление стратегической экологической оценки.
Глава II Предварительная оценка документов политик и этапы проведения стратегической экологической оценки Статья 5. Предварительная оценка документов политик Статья 6. Этапы стратегической экологической оценки документов политик
Глава III ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ Статья.7. Определение сферы охвата экологического доклада (рекомендации эксперта) Статья 8. Разработка экологического доклада Статья 9. Согласование с государственными органами и выдача экологического заключения Статья 10. Информирование и участие общественности в стратегической экологической оценке Статья 11. Трансграничные консультации в случаях, когда Республика Молдова является Стороной происхождения Статья 12. Трансграничные консультации в случаях, когда Республика Молдова является затрагиваемой Стороной (рекомендации эксперта); Статья 13. Принятие решения Статья 14. Мониторинг
ГЛАВА IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 15. Вступление в силу
«план и (или) программа» - Проект закона (август 2013) «стратегический документ» - Проект закона (март 2014) «документ политик» - Проект закона (апрель 2014) Постановлением Правительства 33 от г. «О правилах разработки и единых требованиях к документам политик»
документы политик, согласно их юридическому режиму и классификации в соответствии с действующим законодательством, включая изменения и дополнения в них (за исключением незначительных изменений, которые не подлежат рассмотрению в экологическом докладе (рекомендация эксперта ), и которые: а) требуются в силу законодательных, нормативных или административных актов; и b) подлежат разработке и/или принятию центральным / местным органом публичной власти(рекомендация эксперта ) или разрабатываются государственным органом для принятия Парламентом или Правительством в соответствии с законодательной процедурой;
Рекомендация эксперта сторона происхождения - означает сторону Протокола, под юрисдикцией которой планируется разработать документ политик Проект закона (апрель 2014), затрагиваемая Сторона - означает Сторону Протокола по стратегической экологической оценке, которая может быть затронута трансграничными экологическими, в том числе связанными со здоровьем населения, последствиями при реализации документов политик;
стратегическая экологическая оценка - оценка вероятных экологических последствий, в том числе связанных со здоровьем населения, разработка экологического доклада, проведение консультаций с государственными органами (рекомендация эксперта ), общественностью, заинтересованными последствиями реализации документов политик, а также проведение трансграничных консультаций в случае необходимости (рекомендация эксперта ), учет выводов экологического доклада и результатов консультаций при принятия решений и информирование о принятом решении.
заключение о предварительной оценке - документ, выдаваемый центральным органом по окружающей среде на этапе отбора, в рамках которого определяется необходимость проведения или отказ от проведения стратегической экологической оценки планируемых документов политик Проект закона (апрель 2014)
Общественность - одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и их ассоциации в соответствии с законодательством Республики Молдова, ) Проект закона (август 2013) заинтересованная общественность одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и их ассоциации в соответствии с законодательством Республики Молдова, которая затрагивается или может затрагиваться процессом утверждения документов политик, или которая имеет заинтересованность в утверждении документов политик. (рекомендация эксперта ) Проект закона (апрель 2014)
заказчик плана или программы - центральный и местный орган публичного управления, а также юридическое лицо. Проект закона (август 2013) инициатор – центральный / местный орган публичного управления, который инициирует и несет ответственность за разработку документов политик. (рекомендация эксперта ) Проект закона (апрель 2014)
(1) Стратегическая экологическая оценка осуществляется в процессе подготовки документов политик до их утверждения соответствующим органом на национальном, региональном и местном уровнях???????. (2) Осуществление стратегической экологической оценки обеспечивает центральный/ местный орган????? публичного управления, уполномоченный инициировать документы политик по собственной инициативе, либо по поручению Парламента, Президента Республики Молдова или Правительства.
(4) Если центральные или местные органы публичного управления инициируют разработку плана, схемы развития или обустройства территории, градостроительного плана, разработка которых осуществляется соответствующими институтами в области проектирования, принимают во внимание требования о выполнение стратегической экологической оценки по вышеуказанным документам.
(5) Инициатор для проведения стратегической экологической оценки вправе на конкурсной основе привлекать экспертов/специалистов, в том числе зарубежных на основании подтвержденной опытом квалификации и в соответствии с установленным техническим заданием и критериями отбора. (рекомендация экперта ) Проект закона (апрель 2014)
(2) Инициатор при разработке документа политик, на этапе формулирования предложения политик с определением проблемы, задач политики, бенефициариев и сценариев внедрения (рекомендация эксперта ) представляет проект документа политик в компетентный орган в области окружающей среды для проведения предварительной оценки и размещает его на своей веб-странице. Проект закона (апрель 2014)
(2) В процессе определения сферы охвата инициатор в обязательном порядке проводит консультации с органами публичного управления в области окружающей среды и здравоохранения. Результаты консультаций оформляются протоколом, который содержит согласованный перечень информации, необходимой для разработки экологического доклада и является его составной частью. (4) Согласованный перечень информации, необходимой для включения в экологический доклад, учитывается инициатором (рекомендация экперта ) при составлении технического задания для разработчика экологического доклада. Проект закона (апрель 2014)
(1) В ходе стратегической экологической оценки, учитывая сферу охвата, разрабатывается Экологический доклад, в котором выявляются, описываются и оцениваются вероятные существенные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия осуществления документа политик и его альтернативы с учетом целей документа политик и охватываемой территории (рекомендация экперта ).
(4) В ходе подготовки экологического доклада, инициатор определяет органы для консультаций ???????? относительно экологического доклада и документа политик, которые в силу специфических природоохранных функций могут быть затронуты экологическими последствиями осуществления документа политик;
(3) Государственные органы здравоохранения, другие заинтересованные органы и заинтересованная общественность представляют заключение к проекту документа политик и Экологическому докладу инициатору, а копию компетентному органу в области окружающей среды в срок, не превышающий 30 дней ???? с момента их получения (4) Инициатор по договоренности с компетентным органом в области окружающей среды проводит консультации относительно качества экологического доклада, возможных экологических последствий осуществления документа политик и мер по их снижению. Проект закона (апрель 2014)
(7) После доработки экологического доклада и/или проекта документа политик инициатор повторно представляет на согласование компетентному органу в области окружающей среды????????. Проект закона (апрель 2014)
(1) Компетентные органы в области окружающей среды информируют и обеспечивают участие общественности в стратегической экологической оценке документа политик посредством следующих действий: а) определение категории общественности, которая может быть затронута реализацией документа политик, или которая заинтересована в процессе принятия решения, экологические общественные организации и другие заинтересованные общественные организации, b) установление способов информирования населения, используя различные методы информирования, такие как: публичные объявления посредством средств массовой информации, информирование на официальных web - сайтах, организация выставки с использованием планов, схем, графиков, с) определение этапов и способов консультирования с общественностью (посредством: предоставления информации в письменной форме и/или публичные слушания и др.) (рекомендация экперта ) d) установления разумных сроков, которые позволят обеспечить эффективное участие общественности на всех этапах стратегической экологической оценки, е) обеспечение возможности участия общественности в случае проведения трансграничных консультаций Проект закона (апрель 2014)
Инициатор несет все расходы по информированию и обеспечению участия заинтересованной общественности в стратегической экологической оценке документа политик. (3) Ответственность за информирование и обеспечение участия заинтересованной общественности несет инициатор и компетентный орган в области окружающей среды. Проект закона (апрель 2014)
(4) Инициатор на этапе предварительной оценки и определения сферы охвата информирует посредством средств массовой информации и размещает на своем официальном web - сайте, информацию о проекте документа политик и его характере, указывает государственный орган, ответственный за утверждения документа политик, и устанавливает срок не менее 10 дней для направления замечаний и комментариев общественности в компетентный орган в области окружающей среды. (5) Инициатор на этапе разработки экологического доклада публикует на своем официальном web - сайте, на официальном web- сайте Правительства Республики Молдова «Об информировании общественности»: проект документа политик, экологический доклад и информацию согласно пункту (6), а также информируют о доступе к указанным документам посредством средств массовой информации или иных доступных форм в соответствии с требованиями действующего законодательства, с целью учета предложений и замечаний общественности.
Статья 12. Трансграничные консультации Статья 12. Трансграничные консультации в случаях, когда Республика Молдова является Стороной происхождения (рекомендация экперта ). Статья 13. Трансграничные консультации в случаях, когда Республика Молдова является затрагиваемой Стороной (рекомендация эксперта ). Проект закона (апрель 2014)
(1) Выводы, содержащиеся в Экологическом докладе, экологическое заключение, замечания, полученные в ходе консультаций с заинтересованной общественностью, государственными органами, трансграничных консультаций в соответствии со статьями 9-12 настоящего Закона должны быть учтены при принятии решения об утверждении документа политик. (2) Для утверждения документа политик, который подлежал стратегической экологической оценке, инициатор представляет документы в соответствии с действующим законодательством и экологическое заключение компетентного органа в области окружающей среды и краткое резюме о стратегической экологической оценке???????.
Замфир Наталья,доктор права, доцент Национальный эксперт Республика Молдова