Е. В. Патрушева МАОУ гимназия 7 «Сибирская» Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Великая цель образования– это не знания, а действия Герберт Спенсер
Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Формирование и развитие УУД на уроках математики возможно при соблюдении следующих условий: Целостность и системность организации образовательного процесса. Учет возрастных, психологических особенностей учащихся. Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Использование проблемно-исследовательской технологии.
Основным средством формирования УУД на уроках математики являются такие задания, где ученику нужно объяснить, проверить, сравнить, найти закономерность, предположить, верно ли утверждение, догадаться, понаблюдать, сделать вывод, оценить.
Эти задания формируют у учащихся умение действовать в соответствии с поставленной целью, побуждают проводить сравнение и классификацию по заданным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.
Знакомство с понятием «Число и цифра» Предметная модель (рисунок) Графическая модель (числовой отрезок) Число и счет
Ребенок учится соотносить модели Вербальные (описание ситуации) Предметные (изображение на рисунке) Графические (изображение операции сложения или вычитания на числовом луче) Символические (запись числовых выражений, равенств, неравенств) Арифметические действия с числами и их свойства
Анализировать объект Сравнивать Выделять общее и различное Классифицировать Устанавливать аналогии Умение решать задачи – это умение Ребенок учится ориентироваться в информации, выбирать, преобразовывать информацию из одного вида в другую (текст – схема) Работа с текстовыми задачами
Виды заданий Найди схему Запиши задачу кратко Выполни графическую модель разного вида: чертеж, схема, таблица, формула
На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать) и выстраивается последовательность конкретных действий – план решения, осуществление плана решения, проверка оценка решения задачи.
Величины сравнивать значения однородных величин; упорядочивать данные значения величины; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Геометрические понятия ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; конструировать указанную фигуру из частей; классифицировать треугольники; распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка определять истинность несложных утверждений; приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение; конструировать алгоритм решения логической задачи; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных; конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов- связок и определять их истинность; анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания.
Конструктивное, предметное общение формирует умение ученика отвечать и задавать вопросы, вести диалог, формулировать главную мысль, высказывать и отстаивать свое мнение, планировать и выполнять задания в совместной деятельности, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга уметь договариваться (КУУД)
Оценка своей деятельности и деятельности одноклассников предполагает разработку совместно с детьми алгоритма оценивания (при этом использовать не только словесную оценку, но и сигнальные карточки разного цвета), учить приемам самопроверки и взаимопроверки, планировать свою работу, решать возникающие учебные проблемы (РУУД).
Памятка самооценки 1. Что нужно было сделать в этом задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чём?) 4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал? в чём? ) 5. Какую ты поставил себе отметку? Оценка выполнения задания Вид работыоценка Задание выполнил правильно без помощи. Задание выполнил правильно с помощью… Допустил ошибки и исправил их сам. Допустил ошибки и их исправил мой сосед по парте. Работали с соседом дружно.
Работа в группе, паре выражать свои мысли, отстаивать свое мнение, уважать мнение других, общаться с помощью сотрудничества, формируя общечеловеческие ценности (ЛУУД, КУУД). Открытие новых знаний поисково-исследовательская деятельность создание проблемных ситуаций работа с информацией (ПУУД и ЛУУД)
Приемы, способствующие формированию УУД (разработаны А. Гином) Личностные УУД: Задание массивом Лови ошибку Выход за пределы Идеальное задание Регулятивные УУД: Обсуждаем домашнее задание Повторяем с контролем Показательный ответ Идеальный опрос Опрос по цепочке Знакомьте с критериями Вход в урок Организация работы в группе Познавательные УУД: Удивляй Свои примеры Дай себе помочь «Да», «нет» говорите Тренировочная контрольная работа Коммуникативные УУД: Взаимоопрос Советуйтесь Светофор Мордашки
Благодарю за внимание!