Что такое «обломовщина»?
Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова «Обломов». Закрепление умений и навыков анализа литературного текста. Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ. Показать формы работы с текстом произведения при обобщении материала. Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина». Цели урока :
- Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое? - Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. И он рассказал ему, что здесь написано гг.
«Эти два голоса – резонерский, педантичный тон Штольца и насмешливый, но сочувственный самого автора – сопровождают Обломова на всем его пути, не давая роману стать плоской зарисовкой нравов. Сложно переплетенные интонации не контрастируют, а дополняют друг друга: первая не отрицает вторую. Из-за такого построения авторской речи возникает многослойность книги». (Вайль П., Генис А.) Роман Гончарова называется «Обломов». Имя героя стало нарицательным, а образ жизни, выбранный им, стали называть «обломовщиной». Так что же это за роман и каков его главный герой? Почему до сих пор он является актуальным? Закончите фразы: – «Обломов» – это роман … (как о романе) – Обломов – это … (как о герое)
В конце третьей части романа между Обломовым и Ольгой происходит следующий диалог: «- Отчего погибло всё? – вдруг, подняв голову, спросила она. Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… Есть, - сказал он чуть слышно. Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него. - Обломовщина! – прошептал он….»
Так что же заложено в этом понятии « обломовщина » ? Вот несколько ответов на эти вопросы (см. учебник-практикум под ред. Лыссого, с ) Как вы считаете, можно ли ставить знак равенства между характером Обломова и «обломовщиной»? В споре со Штольцем Обломов признается: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов…не пересчитаешь: наше имя легион!» Согласны ли вы с его мнением? Какое «ядовитое» слово «обломовщина»! – скажет кто-то из критиков! Гончаров хотел показать, что против этого «яда» есть «противоядие» в виде практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?
Закончите определение: «Обломовщина» – это…. «…Обломов умер. Андрюша его, вместе с Обломовкой, поступил под опеку Штольца и Ольги. Очень вероятно, что и Андрюше было у них хорошо, и обломовские мужики не терпели притеснений. Но Захар, оставшийся без призрения, лишь случайно был найден в числе нищих, но вдова Ильи Ильича не была приближена к друзьям её мужа, но дети Агафьи Матвеевны, которых Обломов учил чистописанию и географии, дети, которых он не отделял от своего сына, остались на произвол своей матери, слишком привыкшей во всем отделять их от барчонка Андрюши. Ни житейский порядок, ни житейская правда этим нарушены не были, и супругов Штольц никакой закон не нашел бы виноватыми. Но Илья Ильич Обломов, смеем думать, иначе поступилбы с лицами и сиротами, которых присутствие когда-то услаждало собой жизнь его Андрея и в особенности Ольги. Очень может быть, что он не сумел бы быть им полезным практически, но любви своей к ним не стал подразделять на разные степени. Без расчета и соображений, он поделился бы с ними последним куском хлеба и, говоря метафорически, принял бы их всех равно под сень своего теплого халата…» А.В.Дружинин
Домашнее задание I. Сочинение на тему по выбору: 1.«Это «ядовитое» слово «обломовщина», 2.« Есть ли сатира в романе «Обломов»?». 3.«В чем состоит трагедия жизни Обломова?» 4.«Обломов- общечеловеческий тип». 5.«Обломов и Манилов». 6.« Ольга Ильинская и Татьяна Ларина». 7.«Старое» и «новое» в русской жизни». 8.« Особенности жанра и композиции романа «Обломов». II. Посмотреть фильм Н.Михалкова и подготовить отзыв о нем. III. Мое мнение о герое романа И.А.Гончарова «Обломов».