Изменение представлений профессиональной общественности о современных требованиях к качеству образования Забайкальский край, г. Чита 7 ноября 2013 года
S Shock of the Future, 1970 Alvin Toffler, 1928
Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования) Эти цели – чьи? Кто субъект этой деятельности?
Если эти цели – ваши, то: есть ли у вас собственное представление о результатах и эффектах собственной деятельности и как оно возникло? Откуда вы знаете, что осуществляемые вами пути адекватны этим целям? есть ли у вас ясная картина необходимых изменений на школьном, муниципальном и т.д. уровнях? Вы сфокусировались на ключевых направлениях собственной деятельности? (Притча о строителях)
Субъекты образования, природа их интереса к образованию и характер требований к его качеству государство народ (как этнокультурно-историческая общность) общество как нация различные социальные страты и сообщества система образования (уровни управления) образовательная организация семья учащегося (типологическое многообразие) личность учащегося образование как системообразующий фактор развития местного социума; понятия «социального заказа (Г(М)З)» и «миссии школы» понятие об образовательных результатах и о системных (ведомственных) и внесистемных (общесоциальных) эффектах образования
В каком контексте возникает школьная образовательная политика? Федеральный уровень Региональный уровень Субрегиональный (муниципальный) Институциональный Семейный Индивидуальный (персональный) Метагосударственные уровни: глобальный, цивилизационный, культурно-исторический…
Сквозные цели ФГОС Инициативность Уверенность в себе Порядочность Патриотичность Готовность к жизни в высокотехнологичном обществе Готовность к жизни в конкурентном обществе Вовлеченность в исследовательские проекты Вовлеченность в творческие занятия Владение технологиями, которые пригодятся в будущем Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения Способность изобретать Способность понимать и осваивать новое Способность выражать собственные мысли Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации Способность формулировать интересы и сознавать возможности Установка на продолжение образования в течение всей жизни Укрепление своего здоровья
Становление субъекта собственной деятельности – Учись, мой сын! Науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни!.. «Борис Годунов» –Я не могу позволить, чтобы школа помешала мне получить образование! Гекльберри Финн –
Компетентность: когнитивная, мотивационная, волевая и социальная способность/готовность успешно (результативно, эффективно и ответственно) действовать в различных (нестандартных) ситуациях Наша компетентность – это наш опыт, ставший нашей собственной культурной нормой
ООП ОУ: глава 2, статья Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями
Не общий минимум, а индивидуальный максимум
ОП ОУ как основа ОКО Универсальные компетентности – те, которые работают на «само-» осмысление в этом дискурсе роли учебных предметов и опыта социализации моя ценность – в моей уникальности, моя уникальность – в «наборе» моих качеств и компетентностей
Растущий спрос на креативный класс * Понятие «креативный класс» было введено социологом и экономистом Ричардом Флоридой, определившим его как ключевую движущую силу экономического развития городов постиндустриальной эпохи Востребованные и невостребованные навыки (источник: OECD) Index Спрос на нерутинные (креативные) навыки растет, а сегодняшнее образование не способно выпускать «креативных людей» Школы «убивают» креативность
Образование и культура Культура есть система отношений человека к природе, обществу и самому себе «Знать», чтобы «относиться» «Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть будет добрым ум у вас, А сердце умным будет». С.Я.Маршак Scientia potentia est (?)
Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура тела (физическая культура, танец, drama – в европейском смысле слова);
Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях
Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - критическое осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении, в публичном выступлении и т.д.).
Связь ресурса и результата в образовании Нет абсолютно объективных критериев оценки, но большая сумма субъективных дает приемлемо объективированные Не формировать показатели a priori, а увеличить число stakeholders (лиц, принимающих решения) Какой ресурс нужен для достижения «заказанного» результата?
Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Слайд 1 уровень рамочных /«политических»/ задач: миссия, стратегическая перспектива, мобилизация возможностей; организация специальных сред и пространств для социализации (в том числе в «открытом социуме») превращение школы в средство социально-культурного развития «вмещающего пространства» (УС, родители, педагогически активная общественность; публичный годовой отчет ОУ, школьный сайт как «место встречи» и др.)
Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Слайд 2 Уровень «внутренних» задач: Уклад школы: каждый ученик как центральная фигура в пространстве внутришкольных «силовых полей» и отношений Учителя и ученики в общей системе учебно-предметных и социально- педагогических координат (социально-культурная рефлексия хода, результатов и эффектов образовательного процесса)
«Шаг за горизонт» Складывание неформального референтного (экспертного) родительского сообщества на основе тщательного обсуждения пространства социализации и аккультурации детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса; Параллельно – начало строительства интегрированного детско-родительско- учительского (не только начальных классов) сообщества, объединенного общими целями и интересами; структуризация этого сообщества по задачам и направлениям
Становление школьного образовательного сообщества УС и ООП ОУ УС и электронный паспорт ОУ УС и публичный доклад ОУ УС и сайт ОУ УС и электронная газета ОУ УС и партнерские связи ОУ в социуме УС и «открытое образование» ОУ УС и внешнее медийное пространство Предмет «образовательной экспертизы»: социализация как качество образования
Зачем детям школа? Задача школы состоит в помощи учащемуся в проектировании его собственного образования, выработке профессиональных и социальных перспектив. В результате школа должна превратиться в «центр управления полётами»
ООП ОУ как проект экспансии школы в социум в поисках образовательного аутсорсинга Внешний ресурс школы Школа как коллективный тьютор Социум как партнер Детские образовательные программы «взрослых» организаций
Новое самоопределение школы Она - не отдельная, замкнутая на себя единица, а ячейка образовательной сети, открытая к иным образовательным практикам и институтам. Школа должна самоопределиться не только во властной вертикали образовательной отрасли, но и в пространстве разных инфраструктур, ресурсов и источников человеческого роста. Именно в таком пространстве школа может найти свое место в управлении социальными процессами, придавая им образовательный смысл. Такова современная школа.
Особо драматичный момент: диалог с «константами» собственной культурной традиции – роль образования в решении проблем «цивилизационной модернизации»
Различение понятий «новация» и «инновация» Частный В рамках существующих теорий Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Ограниченный по масштабу и времени Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Изменение отдельных элементов в существующей системе Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Системный Выходит за рамки существующих теорий Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки и практики Целенаправленный поиск и стремление получить качественно новый результат Целостный, продолжительный Проектирование новой системы деятельности в данной практике Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Новое институциональное ядро образования Формальное образование - 15% времени Неформальное образование - 50% времени ученика Школа Колледж Университет Индивидуальная траектория Ученик Семья Сообщество Медиа, Интернет Эксперты Проекты Увлечения Образовательное учреждение «Сознательная» образовательная программа Стихийная «образовательная программа улицы» Новое ядро Среда / Окружение
Базовые характеристики новой модели образования Фокус на индивидуальных образовательных программах Обучение на опыте: командное проектирование (в т.ч. в мультикультурной среде) Игра-проект – ключевой формат образовательного процесса (ФГОС как реальный пример такого проекта) Новое содержание образования: Новое содержание образовательной деятельности картины мира, карты перспектив и навигаторы
ФГОС как модель и механизм инновационной проектной деятельности Модератор Проектирование целесообразной деятельности Игровая имитация реальной активности Разработка образовательной программы ОУ Конструирование инструментов и знаний Инструктор Соотнесение рамочных норм с собствеными задачами Реальная ситуация и реальная активность Реализация ОП ОУ Тютор Осуществление деятельности и ревизия ее результатов Реальный проект Практичное знание Инструменты для деятельности Имитация роль
ФГОС: обучение на опыте Делайте, что я говорю Инстанция Исполнители Старая модель управления: приказ и инструкция Новая модель: командный проект в собственной уникальной среде Проект среды и пространства ) Диалог Практические знания Члены команды
Различение понятий «новация» и «инновация» Частный В рамках существующих теорий Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Ограниченный по масштабу и времени Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Изменение отдельных элементов в существующей системе Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Системный Выходит за рамки существующих теорий Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки и практики Целенаправленный поиск и стремление получить новый результат Целостный, продолжительный Проектирование новой системы деятельности в данной практике Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
?!
Благодарю за внимание!