Индивидуальный образовательный проект как средство развития предметных компетентностей обучающихся Светашова Елена Петровна, заведующая кафедрой ЕТД МАОУ лицея 1 имени А.С. Пушкина г. Томска
Актуальность 1. Новые стандарты образования требуют системного подхода к организации внеаудиторной занятости обучающихся, внеурочная занятость приобретает общеобязательный характер. 2. Специфика метода проектов, понимаемого как способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности, позволяющего спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. (А.В. Леонтович М., 2005)
Индивидуальный образовательный проект - это совместная проектная и/или исследовательская деятельность обучающегося (обучающихся) и руководителя проекта (учителя, преподавателя вуза), направленная на достижение образовательных целей и результатов посредством опыта творческой, продуктивной деятельности, с целью развития базовых компетентностей и индивидуальных способностей обучающихся. Формы ИОП: - учебно-исследовательский (в качестве основы берется модель и методология научного исследования); - эстетико-ориентированный (индивидуальное или коллективное творчество), - социальный (иметь целью какое-либо социальное преобразование как на уровне гимназии, так и на уровне города, области).
«Предметные компетентности» -- - это практико-ориентированные умения в данной предметной области, готовность к решению творческих задач, применению и развитию достигнутых умений, навыков и способов действий в практической деятельности. - это интеллектуальные умения, способность к самостоятельному расширению знаний, развитию понятий. - имеют межпредметную, в том числе практическую направленность, развиваются в процессе творческого применения знаний и основаны на общеучебных умениях и навыках и способах деятельности.
КОМПЕТЕНТНОСТИ= ЗНАНИЯ+ УМЕНИЯ+ НАВЫКИ+ ОПЫТ
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов: Ученик Субъект обучения Активен Определяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Несет ответственность за свою деятельность Учитель Партнер ученика - направляет ученика на самостоятельный поиск. Помогает определить цель деятельности Рекомендует источник получения информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Помогает в оценке полученного результата
Элементы образовательного пространства, участвующие в реализации ИОП в лицее Дополнительные образовательные услуги (спецкурсы) Объединения дополнительного образования НООШЕ (Научное областное общество школьников естественников) Дистанционные формы Летний профильный лагерь
НООШЕ Научное областное общество школьников естественников является самостоятельным формированием, которое объединяет обучающихся ОУ города и области, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня и стремящихся к углублению собственных знаний в области естественных наук.
Дистанционные формы Международный сетевой исследовательский проект Глобал Лаб- Экспедиция 2013 Всероссийский интеллектуальный конкурс обучающихся 5-11 классов «Поиск неизвестного» Всероссийские дистанционные школьные олимпиады, конкурсы, викторины
Летний профильный лагерь - Физматшкола - Отряд естественнонаучного профиля - Отряд социально-гуманитарного профиля - Отряд социально-экономического профиля - Отряд информационно- технологического профиля
Тематический спектр индивидуальных образовательных проектов Тема проектаФ.И.обучающегося, класс предмет «Малые архитектурные формы» Макаров Сергей,10 Бчерчение «История Томска в задачах» Ездакова Марина, Каверина Ульяна, 8 В математика «Исследование образцов почв на химический состав и микрофауну» Арамян Екатерина, Бондаренко Анастасия, 10 Б Химия, биология Немецкий с удовольствием… Спектакль «Теремок». Коллективный проект, 6 класс Немецкий язык, развивающая эстетика
Тематический спектр индивидуальных образовательных проектов Тема проектаФ.И.обучающегося, класс предмет «Экология души»Шорохова Елизавета, 11 Б литература «Влияние электромагнитных волн на организм человека» Севастьянов Сергей, 10 В физика «Состояние поверхностных вод Томска и окрестностей» Лабадзе Лиана, Ушакова Алена, 8 В география «Транспортировка айсбергов ради пресной воды – миф или реальность?» Селезнев Виктор, 10 Аанглийский язык
Возможные риски при организации и реализации ИОП Отказ обучающегося и/или его родителей от индивидуального образовательного проекта. Отсутствие роста заинтересованности педагогов к данному виду деятельности. Снижение мотивации педагогов и обучающихся в процессе реализации ИОП. «Перегрузка» обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Формализм выполнения работы и апатия ученика.
Способы преодоления рисковых ситуаций в случае их возникновения Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов данного вида деятельности для всех субъектов образования. Проведение курсов и обучающих семинаров, мастер- классов, круглых столов для руководителей ИОП. Индивидуальная работа с педагогами. Совершенствование системы морального и материального стимулирования руководителей ИОП. Оптимизация процесса выполнения ИОП для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах. Составление личностно- ориентированного плана работы над проектом.
Направления работы классного руководителя по сопровождению ИОП Работа с обучающимися. Работа с родителями. Работа с учителями-предметниками, ведущими ИОП, преподавателями вузов, педагогом-психологом.
Этапы деятельности классного руководителя по организации ИОП Пропедевтический этап ( « хочу » ) 1. Информирование родителей о внеурочной деятельности обучающихся в форме ИОП. 2. Информирование обучающихся о внеурочной деятельности в форме ИОП. 3. Предварительная диагностика детей с учетом мнения их родителей ( « на входе » ). 4. Консультирование школьников по оформлению и ведению документации по ИОП.
Этапы деятельности классного руководителя по организации ИОП Основной этап ( « могу » ) 1. Информирование родителей об особенностях выполнения ИОП. 2. Сопровождение проектной деятельности обучающихся.
Этапы деятельности классного руководителя по организации ИОП Завершающий этап 1. Диагностика « на выходе », повторное использование диагностических материалов (или отдельных их элементов), применяемых на пропедевтическом этапе. 2. Анализ и оценка результатов внеурочной деятельности в форме индивидуального образовательного проекта. 3. Информирование родителей и обучающихся о результатах выполнения индивидуальных образовательных проектов.