Осенний документооборот Информационное общество Электронные регионы: результаты, опыт, проекты Портал знаний и технологические вопросы построения решений электронного правительства Алексей Брудно (проект G2C Европейского Союза) 1 Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
Длительность: 24 месяца (июль 2009–июль 2011) Бенефициары проекта: Минэкономразвития и Минкомсвязи РФ Месторасположение: базируется в г.Москве, в регионах реализуются пилотные проекты Основные цели Создание сети знаний в области электронного правительства для распространения лучшего опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях Оказывать содействие во внедрении региональных и межрегиональных электронных услуг Содействовать улучшению правовой базы и передавать лучший европейский опыт 2 Проект G2C Европейского Союза Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
Портал знаний электронного правительства проекта G2C Российскому сообществу ЭП необходим единый ресурс/хранилище, аккумулирующий уже разработанные и внедренные в РФ и ЕС решения в области ЭП. Цели создания портала: Интернет портал знаний ЭП ( предоставит Российскому сообществу доступ к передовому опыту РФ и ЕС Портал ориентирован на широкий спектр населения, ИКТ компании и государственных служащих федерального, регионального и муниципального уровней Структура контента портала, в особенности каталога передового опыта (решений), основана на использовании подхода Web 2.0. Проект G2C предоставил первый контент для портала, но он должен существенно пополняться за счет вклада со стороны участников Специальный обучающий раздел вместе с форумом и опросами делают портал полезным ресурсом для обучения В настоящее время портал G2C (функционирует с июня 2010) содержит более 500 документов, около 1500 посещений в месяц из более чем 70 городов России и 32 стран мира 3 Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
- Структура и функционирование 4 Дистанционное Обучение Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
- Карта доступа 1500 посещений в месяц из более чем 70 городов России и 32 стран мира 5 Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
- Дистанционное обучение Курс "Введение в ЭП не требует специальных знаний и рассчитан на 1 час. Слушателям, успешно прошедшим курс и тест ("Контрольный опрос"), выдается официальный номерной Сертификат проекта G2C Европейского Союза. 6 Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
Пилотные регионы проекта G2C Критерии выбора пилотных проектов: Социальная значимость, новизна, рекомендации бенефициаров, быстрый результат, ограниченный бюджет Калининградская область Система контроля работы с документами граждан с использованием Интернета и мобильной связи (завершена, сентябрь 2010) E-Детсад (внедрение разработки Карелии) Модуль сопряжения федерального и регионального реестров (окончание декабрь 2010) Обучение - on-line и on-site курсы (в течении проекта) Республика Карелия Интернет приемная – работа с письмами граждан через Интернет (сопряжение с документооборотом; завершена, октябрь 2010) E-Детсад – постановка на учет и зачисление в детские дошкольные учреждения через Интернет ((окончание ноябрь 2010) Модуль сопряжения федерального и регионального реестров (внедрение разработки Калининграда) Обучение - on-line и on-site курсы (в течении проекта) 7 Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
Особенности работы в регионах Необходимость быстрых конкретных результатов для населения Минимальные возможности по совершенствованию правовой базы Существенные различие в уровне готовности населения к оказанию электронных сервисов (Digital divide) Ограниченный бюджет, проблемы инфраструктуры Основные факторы успеха: Политическая воля руководства Выбор цели Наличие е-лидера в регионе - Н.С. Рузанова (Карелия), А.В. Торба (Калининград) 8 Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
Дорожная карта создания ЭП в регионе (c информационной точки зрения) 1. Повсеместное внедрение Е-mail и других офисных решений (ведение проектов, презентации, расписания, календари и т.д.) 2. Создание внутреннего портала, включая электронную систему документооборота с внедрением ЭЦП 3. Создание внешнего портала (Интернет сайта), включая портал региональных услуг (е-сервисов) 4. Создание автоматизированной системы обмена данными между региональными ведомствами, муниципалитетами, а также с федеральным органами власти Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU) 9
Внутренний портал (решения G2G) Система электронного документооборота включая ЭЦП Система центрального хранилища информации Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU) 10 (диаграмма фирмы ЭОС)
Внешний портал (решения G2C, G2B) Портал правительства Новости Справочник Интернет-приемная Шаблон муниципальных веб-сайтов Интерактивная карта со статистическими данными Архив Интернет-опрос и другие Портал региональных государственных услуг, включая необходимые сервисы: Система контроля прохождения документов с использованием Интернета и мобильной связи Система электронного резервирования очереди Пример: Портал МФС г. Гурьевска ( ru участвовали фирмы Весткомплюс, Дамаск) Пресса: Мобильный доступ (WAP и другие) Инфокиоски Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU) 11
Постановка задачи: схема eGov (с точки зрения ИКТ) Central power Regional power Local power 12 Administration Citizens Business G2C 2C B 2C Big firms Medium firms Small firms Individuals Parties (others) Associations ICT firms B2B C2C G2G G2B (с) EuropуAid G2C Project Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
Проблема: взаимодействие Внешнего и Внутреннего порталов 13 B2B C2C G2G Внешний портал CMS: система управления контентом Внутренний портал EDS: система управления документами ? B2C C2C G2B Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)
Основные технологические вопросы Большое количество практических решений в области электронных услуг нуждается в интегрированных средствах поддержки. Например: электронная приемная, принятие и исполнение электронных госуслуг, запись на прием к врачу и др., все требуютсквозных програмных решений для обеспечения схемы: заявка - внешний портал - внутренний портал - внешний портал - исполнение В настоящее время стремительно развиваются, конкурируют и внедряются новые решения для внешнего (CMS: Drupal, Joomla, Plone и др. ) и внутреннего (EDMS: продукты EOS, SharePoint, Docsvision, Euphrates, и др.) порталов. Эти два типа систем наращивают внутренние возможности и сервисы, но не предлагают никаких средств для коммуникации друг с другом. Конечно, для этих системах существует API, но это не является концептуальным решением, а кроме того, API может быть изменен фирмой в любой момент. Тем же недостатком обладают решения, использующие непосредственно структуру баз данных документной системы. В настоящее время нет готовых решений в этой критической для всех области, мне просто хотелось обозначить и обсудить этот вопрос с участниками конференции, в том числе в рамках круглого стола. Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU) 14
Спасибо за внимание! Поддержка Электронного Правительства (G2C) в Российской Федерации (EuropeAid/126204/SER/RU)