Формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр Выполнил: учитель-логопед Шишкина С.В. МДОБУ91 «РОСИНКА» г.Орск,2013 г..
АКТУАЛЬНОСТЬ - Речь, является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. - На современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. - Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности. - У детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. - Использование игр в процессе развития диалогической речи изучено недостаточно. - Исследования учёных показывают, что биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнидеятельности.
Дидактическая игра - особый вид игровой деятельности Структура дидактической игры: 1) основные компоненты - дидактические и игровые задачи, игровые действия и правила. 2) дополнительные компоненты - сюжет, роль.
Подготовка к дидактической игре - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; - установление соответствия отобранной игры программным требованиям; - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; - определение количества играющих детей; - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; - самоподготовка к игре логопеда; - подготовка к игре детей:
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИ ИГР - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; - объяснение хода и правил игры; - показ игровых действий; - определение роли логопеда в игре; - подведение итогов игры.
КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1 блок « Вопрос – ответ», игры обучающие детей задавать вопросы и давать ответы, соблюдая правила ведения диалога. 2 блок «Игры в парах» - это игры обучающие детей общению в парах в соответствии с правилами ведения диалога. 3 блок «Коллективные игры» - это игры обучающие детей общаться и вести дискуссию в коллективе, соблюдая правила речевого этикета.
Сформированность диалогической речи в начале исследования
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ 1 этап- обучение детей постановке вопросов 2 этап- обучение работе в парах 3 этап- обучение ведению групповой дискуссии
ЗАДАЧИ 1. Учить детей вступать в речевое общение различными способами; 2. Развивать у детей умения пользоваться интонацией, мимикой, жестами; 3. Формировать умения следовать правилам ведения диалога: - соблюдение очередности в разговоре; -необходимость, выслушивать, собеседника не перебивая; - поддерживать общую тему разговора; - поддерживать зрительный контакт с партнером; - проявлять внимание и уважение к собеседнику - говорить спокойно, доброжелательно; - строить высказывания так, чтобы оно было понятно собеседнику. -для усвоения детьми правил речевого этикета обогащать знания детей запасом разнообразных речевых формул и выражений: (Можно я….; Разрешите…; Пожалуйста…; С удовольствием… и т.д..).
Д/И «Маковое зернышко» блок 1 Д/И «Вопрос –Ответ» блок 1
Д/И «Похожи – Непохожи » блок 2 Д/И « Разговор по телефону» блок 2
Д/И «Угадай кто мой друг?» блок 3 Д/И «Что было бы, если бы……» блок 3
«Интерактивность» - это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. «Интерактивное общение» - это диалоговое общение. «Интерактивное обучение» - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Формы организации интерактивного взаимодействия 1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно). 2) Парная (задание выполняется в паре). 3) Групповая (задание выполняется в подгруппах). 4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно). 5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).
методы интерактивного обучения : -case-study (анализ конкретных, -практических ситуаций); - интерактивные и ролевые игры: - «мозговой штурм»; - дискуссии и дебаты; - метод проектов; - метод ассоциаций.
Сформированность диалогической речи в конце исследования
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ