Гурвич Ольга Викторовна учитель-логопед ГБДОУ детский сад 58 Приморского района Санкт–Петербурга 2013 Развитие просодической стороны речи. Развитие силы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование функции голосообразования у младших школьников в условиях школы второго вида Важенина Анна Александровна, учитель-дефектолог Менщикова Ирина.
Advertisements

Дошкольное учреждение 20 «Сокол» г.Шахтерск Развитие силы голоса у детей с речевыми нарушениями Шульга Валентина Сергеевна учитель - логопед.
Овладение приёмами контроля за чистотой произношения имеющихся звуков в речи у детей 1.
Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского.
Дыхательная гимнастика для детей.
ДС 264 Воспитатель года Игры на развитие слухового внимания
Фонетическая ритмика. Выполнила: Поддубная Юлия, 5 курс ИСТГ.
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Упражнения на развитие тембра голоса Подготовила: студентка специальности «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области.
«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей». Подготовили: учитель-логопед Тихонова Н.В. Воспитатель Щурина Е.Н.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА МБДОУ «ДС КВ «СОЛНЫШКО» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА А. В.
Урок математики « Величины. Действия с величинами » Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Сторожевка» Татищевского района Саратовской области.
= = 5 – 4 = = = 6 – 4 =
Люди правильно произносят различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87 «КОРАБЛИК» Подготовила: Учитель-логопед МАДОУ д/с 87.
МБОУ «Чепчуговская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Формирование навыков выразительного чтения и пути их совершенствования.
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели,
МДОУ «Детский сад 13 компенсирующего вида» г.Архангельска учитель – логопед Бондарева Людмила Юрьевна «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной.
1. Игры и упражнения, используемые в картотеке, направлены на формирование и развитие просодических компонентов речи, главным образом.
Тема: Автоматизация звука [Р] Задачи: 1.Закрепление умений произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях и чистоговорках. 2.Формирование.
Транксрипт:

Гурвич Ольга Викторовна учитель-логопед ГБДОУ детский сад 58 Приморского района Санкт–Петербурга 2013 Развитие просодической стороны речи. Развитие силы голоса

Сила голоса Сила голоса это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Это конкретная физическая величина, измеряемая децибелах. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства слушателей. Силу голоса можно развивать. Задачи: Выработка навыка громкого произношения Выработка умения варьировать свой голос от тихого к громкому Выработка навыка шёпотной речи Шёпот тихая безголосная речь, при которой слова произносятся без использования голосовых связок.

Мы используем сигнальные карточки, отражающие степень громкости. ГРОМКО ТИХО ШЁПОТОМ ВО ВЕСЬ ГОЛОС

Пример 1: Ауканье Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Игровые упражнения с речевой ситуацией, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Пример 2: «Эхо» Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а". (любые слова)

Пример 3 Проговаривание диалогов громким и тихим голосом. Можно хором. Дети делятся на 2 группы и проговаривают диалог по ролям. Потом группы меняются. - ТАНЮШЕНЬКА! - ау! - ПОДРУЖЕНЬКА! - ау! - ИДИ ГУЛЯТЬ! - иду! - ИДИ БЫСТРЕЙ! - бегу! Пример 4 В лесу кричу: АУ! АУ! И мне в ответ: АУ! АУ! Горе кричу: АУ! АУ! Гора в ответ: АУ! АУ! Пример 5 Педагог предлагает произнести мяуканье котёнка (другие звукоподражания), который сидит рядом и просит есть (во весь голос), находится в комнате (громко), находится за дверью (тихо). Можно использовать сигнальные карточки.

Игровые упражнения с постепенным наращиванием силы голоса: (Все игры на приближение и удаление звучащих объектов.) Игровое упражнение:«Вьюга» Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась". Игровое упражнение: «Гудок паровоза» Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося. Игровое упражнение: «Пожарная машина» Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".

Игровое упражнение: «Жук» Разводим руки в сто ­ роны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук : « ЖЖЖЖЖ » - собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од ­ новременно повышать силу голоса. Можно предложить детям изобразить: вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, крик вороны, кукушки и т. д.

Игровые упражнения с использованием фонетической ритмики: Игровое упражнение Лёгкий удар кулаками на уровне талии, сказать тихо: ПА, сильно встряхнуть кулаками рук вперёд, сказать громко: ПА. Добавляем силу голоса: ПА – встряхнуть руки вверх. Добавляем шёпотное произношение: ПА – палец у рта. ПА - ПА ПА - ПА - ПА ПА – ПА - ПА - ПА

Игровое упражнение: Добавляем шёпотное произношение ПА – палец у рта. Чередуем с громким произношением: ПА_________________ ПА- ПА- Усиливаем громкость: ПА-ПА-ПА __________________ Игровое упражнение: Развести руки в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог ПА, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение соответствует самому громкому звучанию. ПА________ А _____________ А ___________ А

Игровое упражнение: Будем говорить громко и тихо. Движения напоминают взмахи крыльев: поднять руки вверх ПА ____________, опустить вниз Па. Игровое упражнение: Волнообразные движения руками перед собой. Верхнее положение рук соответствует громкому произнесению ПА, нижнее – тихому ПА. ПА_____ А ______А______ А ______А______ А _____А_______ А Движения руками

Игровое упражнение: Встать в круг. Громко топая, говорить синхронно громко: ТОП-ТОП- … (шаг – слово). Идти из круга, ступая тихо и прижав палец к губам: топ-топ-топ …. Вариант игры: тоже самое, но хлопаем в ладоши и приговариваем: хлоп – хлоп …. Игровое упражнение Стоя по кругу громко хлопать и говорить: ГРОМКО- ГРОМКО … Стоя по кругу тихо хлопать и говорить: ТИХО – ТИХО …

Игровое упражнение: Руки на талии. Сильно топнуть ногой, одновременно сказать: ГРОМКО. Слабый удар другой ногой, сказать: тихо. И так попеременно. Игровое упражнение: Дети стоят по кругу друг за другом. У педагога барабан. Педагог размеренно и тихо стучит в барабан, дети на цыпочках идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА …. Педагог размеренно, но громко стучит в барабан, дети идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА ….(в такт ударам) Педагог быстро и тихо стучит в барабан, дети также тихо и быстро идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА …. Педагог громко и быстро стучит в барабан, дети, топая, быстро идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА …. Педагог громко и резко ударяет в барабан, дети останавливаются: стоп!

Игровые упражнения по изменению силы голоса в тексте. Пример 1: Пальчик о пальчик тихо бьём А потом в ладоши громко бьём Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом! Пример 2: Дети стоят по кругу. Руки на поясе. Говорить громко:Ногами топ, ногами топ! Громко топнем: топ – топ – топ! Говорить тихо:Ногами топ, ногами топ! Тихо топнем: топ – топ – топ! Говорить громко:Руками хлоп, руками хлоп! Громко хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп! Говорить тихо:Руками хлоп, руками хлоп! Тихо хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп! Пример 3: Мы идём. Мы идём Громко песенку поём. Прыгнем раз, прыгнем два Прыгать рады мы всегда Мы идём. Мы идём Тихо песенку поём. Прыгнем раз, прыгнем два Прыгать рады мы всегда

Игровое упражнение: Руки приготовлены на уровне талии, пальцы сжаты в щепотку. Постепенно поднимать руки вверх: на разных уровнях высоты раскрывать щепотку в три приёма с одновременным проговариванием: ПА-ПО-ПУ. Слоги произносить с разной интенсивностью от тихого до нормальной громкости и до громкого. Затем при опускании рук понижать голос от громкого к тихому.

Игровое упражнение: Изменение силы голоса: ПА ПО ПУ ПИ ПЭ Дети стоят в кругу. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Дети имитируют игру на пианино. Каждый ряд слогов проговаривается на одном выдохе. Ударный слог выделяется громким голосом и большей амплитудой взмаха руки. Игровое упражнение: Дети сидят, имитируют игру на пианино: Ударяй тихонечко: стук – стук – стук И тогда услышишь нежный звук. Ударяй сильнее: стук – стук – стук И тогда услышишь громкий звук.

Игровое упражнение: Проговаривание стихов с разной силой голоса. Пример 1 Пример 2 Шу да шу N голос Не маши тихо Шу а шу N голос Не нурши тихо Шу да шу N голос Скоро ночь усиливать голос Улетай-ка прочь! до громкого! Игровое упражнение: Мышонку шепчет мышь: N голос - Ты что шуршишь, не спишь? тихо Мышонок шепчет мыши: N голос - Шуршать я буду тише. тихо

Игровое упражнение: Постепенно изменять силу голоса и поднимать руку, называя месяцы года дни недели этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, усиливая громкость голоса, а затем спускайтесь вниз.

Упражнения на выбор адекватной громкости Произносим стихотворения, в изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания. Слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо? Ночь. Уснули улицы. Тише, туча, тише, Гулкие дождинки Не роняй на крыши. Сны приходят к детям. Фонари зажглись. Тише, тише, ветер, В окна не стучись. Л.Яхнин Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! С.Маршак Тише, тише Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса). И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом). Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью) А котята кувырком. Кот принес всем молока, (говорить следует громко) Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко) В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.

Спасибо за внимание!