Региональная оценка качества знаний учащихся Региональная оценка качества знаний учащихся 2014 год
РОК проводится с целью РОК проводится с целью осуществления контроля качества образования, соблюдения требований государственного образовательного стандарта
Нормативно-правовое регулирование проведения РОК Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» на годы Приказ ДОН от г. 538/ОД «О региональной оценке качества образования», Положение о региональной оценке качества образования обучающихся образовательных организаций Тюменской области от /ОД. Информационно-методические письма ТОГИРРО Инструкции по организации и проведению
Положение разработано на основе действующих нормативных правовых актов: Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации: - от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации: - от АП-113\02 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности»; - от АП-199/02 «О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»; Положения о департаменте образования и науки Тюменской области (в редакции от п).
Региональная оценка качества образования обучающихся 4, 8, 9, 10, 11 классов общеобразовательных организаций проводится в рамках реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» на годы. Внедрение региональной оценки качества образования позволяет обеспечить единые на уровне области подходы и целевые установки в части формирования независимой внешней оценки уровня учебных достижений обучающихся, эффективности деятельности педагогов образовательных организаций, а также принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образовательных услуг и обеспечение готовности обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Региональная оценка качества образования обучающихся 4, 8, 9, 10, 11 классов образовательных организаций проводится с целью: своевременного получения объективной информации об уровне освоения учебного материала, сформированности ключевых общеучебных компетенций по общеобразовательным предметам на всех уровнях образования (начальная, основная, старшая ступень обучения); совершенствования механизмов информационного, методического и технического сопровождения процедур оценки качества образования; обеспечения условий для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления образованием на основе формирования региональной системы единой независимой оценки эффективности образовательного процесса и критериев результативности работы субъектов образовательного процесса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Проведение региональной оценки качества образования обучающихся способствует достижению следующих задач: выявление динамики индивидуальных достижений обучающихся на всех ступенях общего образования и формирование «портфолио» обучающихся; внедрение и развитие широкого спектра вариативных форм промежуточной аттестации обучающихся по общеобразовательным предметам; анализ позитивных и негативных тенденций в организации образовательного процесса и прогнозирование его результатов. Приоритетными принципами реализации механизмов региональной оценки качества образования являются: объективность внешней оценки качества образования; психолого-возрастная адекватность формата проведения и содержания контрольно-измерительных материалов и критериев оценивания, а также их соответствие современным требованиям; прозрачность процедур оценки качества образования; доступность информации о состоянии и качестве образования в регионе; адаптация обучающихся к существующим и прогнозируемым в будущем (в связи с переходом на новые образовательные стандарты) формам проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
3. Участники и основные пользователи результатов региональной оценки качества образования Участниками процедур РОК образования в ОУ являются: - обучающиеся по программам начального, основного и среднего общего образования; - организаторы проведения процедуры РОК образования (педагоги, методисты, специалисты органов управления образованием); - независимые наблюдатели, обеспечивающие соблюдение соответствующих требований при проведении оценочных процедур; - руководители ОУ, специалисты методических служб, ОУО, обеспечивающие проведение анализа результатов и формирование управленческих решений по итогам проведения региональной оценки качества образования; Основными пользователями результатов проведения процедур РОК образования являются: - обучающиеся и их родители (законные представители); - администрация и педагоги ОУ - органы исполнительной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; - общественные организации, заинтересованные в проведении независимой оценки качества образования в Тюменской области.
4. Общественное наблюдение в ходе проведения региональной оценки качества образования Общественные наблюдатели назначаются из числа представителей родительской общественности, обучающихся, которые не принимают непосредственного участия в выполнении единых контрольных работ и репетиционных экзаменов в рамках проведения региональной оценки качества образования. Задача общественных наблюдателей – обеспечение контроля за: - соблюдением условий проведения региональной оценки качества образования; - соблюдением прав ребенка при проведении единых контрольных работ и репетиционных экзаменов; - обеспечением достоверности информации о выполнении всех необходимых процедурных вопросов.
4. Общественное наблюдение в ходе проведения региональной оценки качества образования Для получения необходимой информации наблюдатель может обращаться к представителю образовательной организации, организатору в классе, ответственным за проведение региональной оценки качества образования. В случае обнаружения нарушений в ходе проведения единых контрольных работ и репетиционных экзаменов, наблюдатель обращается к организатору процедуры или ответственному представителю образовательной организации с предложением об устранении нарушения. Во время проведения РОК образования наблюдателю запрещается покидать место наблюдения (класс), пользоваться мобильным телефоном, разговаривать, вмешиваться в процесс и оказывать помощь участникам. Общественный наблюдатель присутствует в аудитории во время проведения единых контрольных работ или репетиционных экзаменов, после чего заполняет акт о результатах контроля за ходом проведения мониторинговых процедур (форма акта прилагается).
Форма акта об общественном наблюдении Акт общественного наблюдения за ходом проведения региональной оценки качества образования на территории Тюменской области (далее – РОК) Дата ____________________Предмет _____________________________ Аудитория (номер) _________________ Класс ______________________________ Наименование и адрес образовательной организации ______________________________________________________________________ Руководитель (Ф.И.О.) __________________________________________________ Количество выпускников, принимающих участие в РОК: ожидалось ______ чел. явилось _______ чел. Вход участников в аудитории осуществлялся в соответствии со списками, утвержденными руководителем школы Да Нет Был ли проведен инструктаж проведения процедуры РОК для участников Да Нет Выявлены случаи оказания организаторами помощи участникам при выполнении контрольных работ (пробных экзаменов) Да Нет Замечено использование мобильных телефонов участниками РОК Да Нет Выявлены случаи использования справочных материалов, кроме разрешенных Да Нет Заключение общественного наблюдателя: процедура проведения РОК: - проведена без нарушений порядка организации - проведена с нарушениями порядка организации
Особое мнение общественного наблюдателя (предложения по совершенствованию процедуры проведения оценочных процедур) ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________ Общественный наблюдатель __________________ ( ________________________ ) подпись (Ф.И.О. полностью) _______________________________________________________________________ Организатор. Замечания к процедуре наблюдения (имею / не имею) ______________________________________________________________________ (указать замечания) (подпись) Ответственный за проведение РОК в школе. Замечания к процедуре наблюдения (имею / не имею) ______________________________________________________________________ (указать замечания) (подпись) Контактный телефон общественного наблюдателя _____________________________________________
4. Общественное наблюдение в ходе проведения региональной оценки качества образования Заполнение акта производится на основе собственных наблюдений, а также на основе информации, полученной от участников и организаторов проведения процедур региональной оценки качества образования. Заполненный акт подписывается наблюдателем, организатором и ответственным за проведение процедуры оценки качества образования в образовательной организации и передается в Тюменский областной государственный институт развития регионального образования для дальнейшего обобщения и выявления типичных ошибок, нарушений с целью формирования соответствующих рекомендаций органам управления образованием.
5. Формы контроля и порядок проведения региональной оценки качества образования Форма контроля качества образования обучающихся 4, 8 классов– это комплексные единые контрольные работы по общеобразовательным предметам, задания которых сформированы по метапредметному принципу и направлены на определение уровня усвоения обучающимися основных образовательных программ и сформированности общеучебных компетенций. Форма контроля качества знаний обучающихся 9, 10, 11 классов– это репетиционные экзамены по русскому языку и математике, формат проведения и задания которых максимально приближены к процедуре проведения государственной (итоговой) аттестации в формате единого государственного экзамена и направлены на выявление пробелов в знаниях и готовности обучающихся к выполнению необходимых процедурных элементов, предусмотренных ЕГЭ. Периодичность контроля качества знаний обучающихся: 4, 8 классы – один раз в год (март текущего года), 9, 10, 11 классы – один раз в год (февраль текущего года),
Компетенция органов управления образованием и образовательных организаций заключается в следующем. Муниципальные органы управления образованием (далее – МОУО): создают условия в образовательных организациях для проведения региональной оценки качества образования обучающихся, в том числе в компьютеризированной форме; обеспечивают своевременную доставку контрольно- измерительных материалов в образовательные организации и, при необходимости, в пункты проведения экзаменов через координационные центры; соблюдают требования конфиденциальности информации на всех уровнях проведения региональной оценки качества образования формируют экспертные предметные комиссии, проверяющие единые контрольные работы и результаты выполнения репетиционных экзаменов обучающихся, согласно алгоритму, предложенному ТОГИРРО; предоставляют в ТОГИРРО анализ выполненных работ в соответствии с установленными сроками; анализируют и принимают управленческие решения по итогам анализа результатов единых контрольных работ и репетиционных экзаменов.
Образовательные организации: обеспечивают условия для проведения единых контрольных работ, репетиционных экзаменов, готовность обучающихся к оценке знаний по общеобразовательным предметам согласно утвержденному графику; назначают общественных наблюдателей за ходом проведения процедур оценки качества образования, проводят соответствующую разъяснительную работу с представителями родительской общественности; формирует экспертные предметные комиссии, осуществляющие проверку единых контрольных работ и результатов репетиционных экзаменов обучающихся, согласно алгоритму, предложенному ТОГИРРО; анализируют результаты проведения единых контрольных работ и репетиционных экзаменов, по итогам анализа принимают управленческие решения в части совершенствования образовательного процесса, методик педагогической деятельности, корректировки содержания уроков и организации дополнительных занятий с обучающимися; доводят информацию о результатах и принимаемых решениях до педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся; проводят работу по устранению типичных ошибок и пробелов в знаниях обучающихся; корректируют деятельность по повышению квалификации педагогов, а также по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации; вносят изменения в мероприятия по внутришкольному контролю, в том числе контролю уровня освоения учебного материала обучающимися.
В перспективе развитие региональной оценки качества образования: активизирует механизмы поиска наиболее оптимальных методик обучения и форм оценивания уровня развития предметных, метапредметных компетенций и личностных достижений обучающихся, исходя из требований новых образовательных стандартов; инициирует внедрение новых образовательных технологий, направленных на повышение обученности школьников на всех ступенях обучения; способствует созданию единого образовательного пространства региона, основанного на установлении единых норм оценивания достижений обучающихся, унификации подходов к использованию индикаторов и инструментария оценки качества образования. Внедрение региональной оценки качества образования является одним из главных условий дальнейшего поступательного развития реализуемых в области преобразований с целью удовлетворения общества в доступном качественном образовании, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, и развития механизмов независимого внешнего оценивания качества образования в регионе.
Сроки проведения * Класс Предмет Место проведения Репетиционные экзамены Образовательные организации 10 февраля (понедельник) 11 русский язык 11 февраля (вторник) 10 русский язык 12 февраля (среда) 9 русский язык 14 февраля (пятница) 11 математика 17 февраля (понедельник) 10 математика 18 февраля (вторник) 9 математика Единые контрольные работы 03 марта (понедельник) 4 гуманитарный цикл 04 марта (вторник) 8 гуманитарный цикл 07 марта (пятница)4 естественно-математический цикл 11 марта (вторник)8 естественно-математический цикл График проведения единых контрольных работ в 4, 8 классах и репетиционных экзаменов в 9, 10, 11-х классах образовательных организаций Тюменской области в учебному году
Дополнительные материалы на контрольных работах КЛАС С ПРЕДМЕТРАЗРЕШЕНЫ дополнительные материалы С какого времени? 9Русский язык Орфографиче ский словарь С начала контрольной работы 9Математи ка Справочные материалы С начала контрольной работы 11Русский язык НЕТ - 11Математи ка Линейку можно С начала контрольной работы
ЗАПРЕЩЕНО Неразрешенные материалы и предметы Например, электронный словарь, пейджер, радио - или мобильный телефон, корректирующий карандаш или жидкость, справочные и иные материалы должны быть сданы организаторам. При проведении единых контрольных работ учащиеся выполняют указания организаторов. Запрещается разговаривать, вставать с мест, пересаживаться, обмениваться заданиями и бланками ответов. Категорически запрещается ВНОСИТЬ в ОУ- ППЭ мобильные телефоны или иные средства связи
О продолжительности единых контрольных работ НАЧАЛО РАБОТ Класс ПредметВремя 9РУССКИЙ ЯЗЫК 3 часа 55 мин (235 мин.) МАТЕМАТИКА3 часа 55 мин (235 мин.) 11РУССКИЙ ЯЗЫК 3,5 часа (210 мин.) МАТЕМАТИКА3 часа 55 мин (235 мин.)
О продолжительности единых контрольных работ НАЧАЛО РАБОТ Класс ПредметВремя 4 гуманитарный цикл 45 мин естественно- математический цикл 45 мин 8 гуманитарный цикл 90 мин естественно- математический цикл 90 мин 10РУССКИЙ ЯЗЫК3,5 часа (210 мин.) МАТЕМАТИКА3 часа 55 мин (235 мин.)
Образцы бланков 4,8,10 классы
4 класс ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ
4 класс ЕМО
8 класс ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ
8 класс ЕМО
10 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Бланк ответов 1
10 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Бланк ответов 2
10 класс МАТЕМАТИКА Бланк ответов 1
10 класс МАТЕМАТИКА Бланк ответов 2
Заполнение бланков ответов -Код ОУ (6 полей)- своей СОШ -буква класса (А, Б, В и т. д.) -дата тестирования (сделать запись на доске), например, номер варианта (каждый свой);
Заполнение бланков ответов Один символ в клетке
Заполнение области замены САМОСТОЯТЕЛЬНО
ПРОВЕРКА ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ КИМ
Протокол проверки письменной части по математике 10 кл.
Протокол проверки письменной части по русскому языку 10 кл.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА 9 класс
Бланк ответов 1 по русскому языку
Бланк ответов 1 по математике
Бланк ответов 2 Писать с ОБЕИХ СТОРОН!
Оценивание работы РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс
СХЕМА перевода общего балла в 5-балльную шкалу отметок Отметка по 5- балльной шкале «2»«3»«4»«5» Первичный балл , Из них НЕ МЕНЕЕ 4 по критериям ГК1-ГК4. Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3» Из них НЕ МЕНЕЕ 6 по критериям ГК1-ГК4. Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4»
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого ГК1-Соблюдение орфографических норм-2 б. ГК2-Соблюдение пунктуационных норм -2 б. ГК3-Соблюдение грамматических норм-2 б. ГК4 -Соблюдение речевых норм -2 б. Фк 1-Фактическая точность письменной речи -2 б Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1ГК4 – 10 баллов
Оценивание работы МАТЕМАТИКА 9 класс
Дополнительные материалы и оборудование Учащимся разрешается использовать справочные материалы: Таблицу квадратов двузначных чисел, формулы корней квадратного уравнения, разложения на множители квадратного трехчлена, формулами n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, основные формулы из курса геометрии. Разрешается использовать линейку. Калькуляторы на экзамене не используются.
Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1-8 заданий, в части 2 – 3 задания. Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 – 5 заданий, в части 2- 3 задания. Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий. Всего: 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня 4 задания повышенного уровня и 2 задания высокого уровня.
Планируемый процент выполнения заданий частей 2 Модуль АлгебраГеометрия Номер задания С1С2С3С4С5С6 Уровень сложност и ППВППВ Ожидаемый процент выполнени я
Система формирования общего балла Модуль «Алгебра» Максимальное количество баллов за одно задание Максимальное количество баллов Часть 1Часть 2За часть 1 За часть 2 За модуль в целом А1-А3, В1-В5 С1С2С Модуль «Геометрия» Максимальное количество баллов за одно задание Максимальное количество баллов Часть 1Часть 2За часть 1 За часть 2 За модуль в целом В6-В10С4С5С Модуль «Реальная математика» Максимальное количество баллов за одно задание Часть 1 А4, В11-В16 Максимальное количество баллов за модуль в целом 17 Максимальный балл за работу в целом - 38
СХЕМА перевода общего балла в 5-балльную шкалу отметок (2014 г.) Шкала перерасчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике Отметка по пятибалльной шкале «2»«3»«4»«5» Суммарный балл за работу Шкала пересчета первичного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Алгебра» в отметку по алгебре Отметка по пятибалльной шкале «2»«3»«4»«5» Суммарный балл по алгебраическим заданиям Шкала пересчета первичного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Геометрия» в отметку по геометрии Отметка по пятибалльной шкале «2»«3»«4»«5» Суммарный балл по геометрическим заданиям
Оценивание работы Математика 11 класс
ЕГЭ-2014 МАТЕМАТИКА Правильное решение каждого из заданий В1–В15 части 1 экзаменационной работы оценивается 1 баллом. Правильное решение каждого из заданий С1 и С2 оценивается 2 баллами, С3 и С4 – 3 баллами, С5 и С6 – 4 баллами. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 33.
Первичный балл от 100 баллов оценка Шкала соответствия первичного, тестового балла и оценки по математике
Оценивание работы РУССКИЙ ЯЗЫК 11 класс
Шкала соответствия первичного, тестового балла и оценки по русскому языку Первичный балл от 100 баллов оценка