«Развитие творческих способностей младших школьников на базе ТРИЗ- педагогики в контексте требований ФГОС НОО» Творческая группа
«Организация внеурочной деятельности по основам детской журналистики в условиях реализации ФГОС» Творческая группа
Генрих Альтшуллер
педагогическое направление, основанное на общих закономерностях теории решения изобретательских задач, целью которого является обучение методам решения открытых (творческих) задач ТРИЗ-педагогика
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО.
метод мозгового штурма морфологический анализ метод фокальных объектов Неалгоритмические методы активизации воображения
пример системного подхода в области изобретательства Морфологический анализ Составные части объекта Варианты Комбинации крыша стены окна
метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения Метод фокальных объектов
Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель. Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.). Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта. План действий
Использование в школе технологии ТРИЗ позволяет развивать мышление учащихся, делать его системным, учит находить и разрешать противоречия.
11 Дополнительно ученики будут учиться: 1)Уметь слышать и слушать друг друга 2)Уметь задавать вопросы по существу 3)Критически осмысливать информацию 4)Самостоятельно работать с массивами информации 5)… и др.
развитие творческого мышления развитие творческого воображения развитие творческой личности ТРИЗ-педагогика умение находить и выделять закономерности в объёме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации, способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи, навык генерирования гипотез и способов их проверки, умение видеть, формулировать и разрешать противоречия активизация каналов восприятия, обучение приёмам устранения психологической инерции, развитие творческой интуиции, формирование умения воспринимать объекты с различных точек зрения, развитие образности, оригинальности и продуктивности, обучение навыку генерирования творческих идей, ознакомление с критериями оценки творческих работ креативность, продуктивность, воображение, активность, индивидуальность
Особое место в начальной школе занимает курс развития творческого воображения.
« Мир загадок» (1 класс) «Мир человека» (2 класс) «Мир фантазии» (3 класс) «Мир логики» (4 класс) «Учись мыслить смело»
15 Смотреть нельзя, а видеть надо…
16 Смотреть нельзя, а видеть надо…
17 Смекалка против Змея Горыныча
Творческих успехов!
Оживление действия наоборот уменьшение-увеличение ускорение-замедление дробление-объединение Алгоритмизированные приёмы фантазирования
придание неживому объекту свойств живого (примеры использования приема: «Снегурочка», «Колобок», «Соломинка, Пузырь и Лапоть» (русские народные сказки)); оживление:
замена свойств объекта на противоположные (примеры использования приема: Дж. Родари «Джельсомино в стране лгунов», В. Губарев «Королевство кривых зеркал»); наоборот:
изменение размеров объекта (его частей или свойств) в большую или меньшую сторону (примеры использования приема: Дж. Свифт «Приключения Гулливера», С. Михалков «Дядя Степа», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»); увеличение-уменьшение:
изменение скорости процесса или объекта (его частей или времени изменения свойств) в большую или меньшую сторону (примеры использования приема: А. Алексин «В Стране вечных каникул», С. Маршак «Двенадцать месяцев»); ускорение-замедление:
разделение объекта на части или комбинирование объектов (полностью или частично) между собой (примеры использования приема: волшебные лепестки из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», Тянитолкай из сказочной повести К. Чуковского «Доктор Айболит»); дробление-объединение:
Типовые приемы фантазирования могут применяться для усовершенствования сюжета сказки в качестве способов решения проблем и для создания новых сюжетов.
Сказка заканчивается грустно: лиса съела Колобка… Для нее это было хорошо, иначе бы она осталась голодной, а вот веселого, но доверчивого Колобка – жалко… Пусть ему на помощь придут герои других сказок и подскажут, какие приемы фантазирования можно использовать, чтобы избежать гибели… Работа в группах «Спасатели Колобка».
сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) составление «да-неток» (методика Т.А. Сидорчук) придумывание рассказа по картинке (методика И.Н. Мурашковской) Создание творческих продуктов
загадки по признакам Виды загадок аассссссоциативные загассадки загадки по действиям на что похоже? чем отличается ? КАКА НЕ (НО НЕ) какой? что такое же? НО НЕ что делает? что делает то же действие? НО НЕ
Выбор объекта Заполнение левой части таблицы Заполнение правой части таблицы Добавление слов-связок Редактирование загадки Алгоритм