МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 55» Работа на тему: «Живая и мертвая вода в русских народных сказках» Выполнила: Иванова Юлия ученица 3 «а» класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как сочинить волшебную сказку Выполнила: Шуркалина Наталья учащаяся 4 класса СОШ 21 Руководитель: учитель начальных классов Котова С.К.
Advertisements

В мире много сказок Грустных и смешных И прожить на свете Нам нельзя без них! Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло!
Два Ивана – два героя? (по сказкам «Царевна –Лягушка» и «Иван- крестьянский сын и Чудо-юдо» Авторы: Буслаев Дмитрий Жабин Дмитрий, учащиеся 5 «в» класса.
О яблоке сложено много легенд и мифов, пословиц, поговорок.
Авторы: учащиеся 4 класса Руководитель: Ханифова Г. Х. Авторы: учащиеся 4 класса Руководитель: Ханифова Г. Х. Как «построить» сказку? Исследовательская.
Автор: Курбонов Нимат, ученик 4 класса. Особенно те, в которых встречаются волшебные герои, чудеса и приключения. Вы уже догадались, что мои любимые сказки.
ВЫПОЛНИЛА: ХРЫЧЕВА АНАСТАСИЯ,ОБУЧАЮЩАЯСЯ 4 КЛАССА. «Сказка - ложь, да в ней намёк…»
Русские сказки. Работа ученика 6 класса Субботниковской средней школы Ермачкова Алексея. Учитель: Бородавкин А. Г.
Русские народные сказки Автор проекта: Пожидаева Е.А Учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Берёзовский.
МБОУ СОШ1 с углубленным изучением отдельных предметов В поисках сокровищ Авторы проекта: Рослик Вероника, Соболева Анастасия, учащиеся 10 Б класса ноябрь,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Художники-иллюстраторы сказок Выполнен ученицей 5 «А» класса Пушкаревой Евгенией Научный руководитель Ковалева Светлана Ивановна,
Вода (оксид водорода) прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме) и запаха. Химическая формула: Н2O. Многие свойства воды аномальны, это вызвано.
Антонимы Выставкин С. Романова К. 6 класс Проблемные вопросы Что такое антонимы? С какой целью и как часто антонимы используются в речи?
Выполнили: обучающиеся 4 б класса Тема исследования: Можно ли отнести Бабу Ягу к богиням?
Цель исследования: Повысить интерес наших сверстников к чтению русских народных сказок.
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Тема: «Создание.
Автор проекта: ученица 4 класса «А» Бойко Анастасии.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного.
« В некотором царстве, в некотором государстве …».
Учитель Филимонова Марина Михайловна МБОУ Екатериновская сош «Почему в сказке всегда побеждает добро?»
Транксрипт:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 55» Работа на тему: «Живая и мертвая вода в русских народных сказках» Выполнила: Иванова Юлия ученица 3 «а» класса Научный руководитель: Карпачева Елена Полеславовна Чебоксары, 2014

Оглавление: В ВЕДЕНИЕ ……….…………………………..………..……………………………… 3 1. О СНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………..………….……….………………………… И ЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….………….……………………… Ц ЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ …………………………………………...6 В ЫВОДЫ …….…………………………………………………………..……………..9 С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………10

Введение Издавна люди отметили, что вода играет большую роль в происхождении и поддержании жизни на планете. Практически у всех народов, живущих на земле, есть мифы и сказки, связанные с важной ролью воды в жизни человека. В русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть. Обоснование актуальности темы: Дети с самого детства любят слушать и читать русские народные сказки. Часто в них упоминается о «живой» и «мертвой» воде, но не все могут объяснить ее удивительные свойства. Прочитав сказку «Иван-царевич и серый волк», я заинтересовалась этой темой и решила исследовать, в каких русских народных сказках она встречается и как проявляется ее волшебная сила. Цель работы: - выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде и в чем заключается ее волшебство. Задачи исследования: - сходить в библиотеку и найти необходимую литературу; - провести опрос; - обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернет; - хорошо обдумать и осмыслить собранный материал. Гипотеза: «Живая и мертвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами». Методы исследования: анкетирование (приложение 1), изучение литературы, сопоставление и анализ собранного материала. Объект исследования: русские народные сказки.

Основная часть. Сказка на Руси «Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства. В сказках отражены народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Живая вода в русских народных сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. Мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери - земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей. Живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

Изучение литературы В городской и школьной библиотеке я нашла необходимые мне для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде: * «Иван - царевич и Серый волк» * «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» * «Царевич Иван - Горох» * «Марья Моревна» * «Медное, серебряное и золотое царство» * «Иван и чудо - юдо» * «Иван - мужицкий сын». Прочитав эти сказки, я выяснила, что в русских народных сказках часто отрицательные герои несправедливо убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол… Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила она этого!

Цель исследования и анализ работы. 1. С помощью анкеты мною были опрошены 27 одноклассников. На вопрос, знаешь ли ты русские народные сказки, в которых упоминается о живой и мертвой воде? Если да, то перечисли их названия, ребята назвали следующие сказки: - «Иван-царевич и Серый волк» - 21 ученик (78%); - «Марья Моревна» - 2 ученика (7%); - «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - 1 ученик (3%), были еще и другие ответы, но в названных ими сказках нет упоминания о «живой» и «мертвой» воде». Проанализировав анкеты, я увидела, что мои одноклассники знают мало сказок о воде и не все имеют точное представление, в чем же заключается ее волшебная сила. 2. Ознакомившись с собранным материалом, я выяснила, что не только «живая», но и «мертвая» вода очень важна. Если полить на кровавые раны «мертвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мертвые» герои оживали. Без мертвой воды из-за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы видим на примере конкретных сказок. Так, в русской сказке «Иван- царевич и Серый волк»: «Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: - Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…». «Марья Моревна»: «Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело. - Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась! Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: -Ах, как я долго спал!». Чудеса, да и только!

Выводы В результате проделанной работы я пришла к выводу, что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу: «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом». Мертвая вода обольет – раны срастит, Живая вода обольет – героя оживит.

Использованная литература: 1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Книга для самост. чтения кл.- М.: Просвещение, Сборник сказок «Любимые сказки». - М.: ЗАО «Славянский дом книги», Сборник сказок « Русские народные сказки». – М.: АСТ: «Астрель», Материалы, взятые из сети Интернет (рисунки, иллюстрации).