«Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Выполнила: Гарина В.А. воспитатель МДОУ «Детский сад 87 комбинированного вида»
Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верований.
Перед нами была поставлена цель: систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.
Для выполнения необходимо решить следующие задачи: 1. Вызвать интерес у детей к устному народному творчеству, эмоциональный отклик детей на произведение; 2. Научить детей рассказывать знакомые сказки, читать наизусть потешки; 3. Обогащать речь детей яркими образными выражениями из произведений русского народного фольклора.
Первое знакомство ребнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся: Колыбельные песни Частушки Прибаутки Сказки Потешки Заклички Былины Предания Легенды
Использование фольклора во время умывания: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели…»
Наступило время гулять, надо одеваться. «Раз, два, три, четыре, пять – Собираемся гулять! Завязали Катеньке Шарфик полосатенький». «Валенки, валенки, невелички маленьки, опушка бобровая, Маша чернобровая».
Час обеда подошёл, сели детки все за стол! Час обеда подошёл, сели детки все за стол! «Глубоко и мелко Корабли в тарелке… Вот кораблик плывёт Заплывает прямо в рот!»
Нагулялись, наелись, пора отдыхать. «Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши...» «Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай И в гудочек не гуди, Наших деток не буди».
После сна… Потянулись, потянулись и на спинку повернулись, «Потянулись, потянулись и на спинку повернулись, ножками подергали, а потом потопали. ножками подергали, а потом потопали. Ручки вверх, ручки вниз и садись. Ручки вверх, ручки вниз и садись. Мы сандалии надеваем и на горшок шагаем». Мы сандалии надеваем и на горшок шагаем».
Таким образом… целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно- речевой деятельности.
Выводы: Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились понимать речь взрослого, выполняют словесную инструкцию. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. На занятиях помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А Активно рассказывают об изображениях на картинках, о событиях из своей жизни.
Спасибо за внимание!