-------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Иван да Марья» «Иван да Марья». Почему ученые могут говорить о том, что современные русские имена в большинстве случаев по своему происхождению не связаны.
Advertisements

Что означают наши имена? Авторы: Алымов Александр Алымов Александр Пузиков Дмитрий Пузиков Дмитрий Сухарева Екатерина Сухарева Екатерина Фролов Иван Фролов.
Ономастика ФОРМЫ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН..
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» Образ "мудрой девы« в произведениях фольклора и древнерусской литературы.
Знаете ли вы, что означает Ваше имя? Презентация учителя истории МОУ СОШ с.Сосновоборское.
Проект « Я и моё имя » Выполнили : ученики 2 класса Руководитель : Карпекина И. В. МБОУ – Полужская ООШ имени Ф. Е. Стрельца.
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ» МОУ « ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 19» Что в имени.
Известно, что у сказки «Царевна- лягушка» 24 варианта, значит, она совершенствовалась со временем и народом считается одной из лучших народных сказок.
Выполнили ученики 4 «А» класса Пази Кирилл Колпакова Надежда Руководитель Перфильева Светлана Анатольевна 2013 год Исследовательский проект Муниципальное.
МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа 1» Проект Риторика. Культура речи. Орфоэпия. Проект выполнили: ученики кадетского 7 «а» класса Григорьева.
Работу выполнила: Васенева Мария, 9 класс Научный руководитель: Неганова В.Г.
III школьная научно- практическая конференция Тема: «Тайна имен и прозвищ» Выполнила: Немова Ирина, ученица 10А класса МОУ «СОШ 18 п. Теплоозерск» Руководитель:
«Пословицы и поговорки – кладовые мудрости» Выполнил: ученик 2В кл. Сафин Линар Научный руководитель: учитель нач.классов Якупова Нурия Давлятшовна.
Научно-исследовательская работа Азбука жизни в созвучии с азбукой глав романа Татьяны Никитичны Толстой Кысь Писковая Наталья, 11 класс, МОУ СОШ 6 Писковая.
Тайна имени: Историческое развитие. Цель исследования: проанализировать словарь имен обучающихся МКОУ Подгоренская СОШ, выявить в нем изменения, определить.
МБОУ СОШ1 с углубленным изучением отдельных предметов В поисках сокровищ Авторы проекта: Рослик Вероника, Соболева Анастасия, учащиеся 10 Б класса ноябрь,
МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.. В творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной.
Выполнил: Сухих Лидия, ученица 11б Руководитель: Яблокова Е.В. учитель русского языка и литературы Cюмсинской средней школы.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Исследовательская работа Мужские и женские имена учащихся школы 12 города Бийска Киселёва Ксения Класс 8Б Руководитель: Липина О.В. МБОУ «Средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Школьная научно-практическая конференция Автор проекта: ученик 5 класса Евдокимов Дмитрий Руководитель: учитель литературы Николаева Н.Г учебный год

Цель Попытаться выяснить, влияет ли имя персонажа на его судьбу, на особенности характеров героев.Задачи Изучить и проанализировать литературу, связанную с антропонимией. Прочитать русские народные сказки. Найти в сказках имена собственные и ответить на вопросы: «Что это значит?» «Откуда пришло?» «Какое самое распространенное имя?» Доказать гипотезу о том, что имя влияет на характер персонажа. Выявить частотность употребления тех или иных имен собственных и представить ее в виде таблицы или диаграммы. Составить «Словарь имен собственных в русских народных сказках».

Сказки никогда не стареют, их слушали в старину, их слушаем сейчас, их будут слушать и в будущем. Имена собственные в сказках играют очень важную роль, так как определяют дальнейшую судьбу персонажа. Имена отражают историю национальной и общечеловеческой культуры. Интерес к именам, знание их происхождения и смысла воспитывают чувства патриотической причастности, любовь к родине, к народу, его языку и культуре общения.

Возможно, народ давал сказочным персонажам, такие же имена, какие встречаются и в реальной жизни, веря, что это имя поможет герою или сыграет важную роль в его судьбе. Сборник русских народных сказок А.Н.Афанасьева Имена собственные, встречающиеся в русских народных сказках, их роль и значение.

Теоретическая часть: изучение истории имен собственных, исследование сборника русских народных сказок, составленного А.Н. Афанасьевым. 2. Практическая часть: работа со сборником А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки»: а) поиск имен собственных в сказках, б) анализ выбранных имен собственных. составление словаря.

поисковый метод анализа и обобщения графические методы представления результатов количественная и качественная обработка социологического опроса.

Имя Александра Николаевича Афанасьева стоит в одном ряду с именами выдающихся русских ученых XIX в. Его плодотворная деятельность отличалась замечательной многосторонностью. Он проявил себя как вдумчивый историк культуры и исследователь русской литературы, правовед, этнограф, фольклорист и журналист. Особая заслуга принадлежит Афанасьеву составителю сборника народных русских сказок.

Афанасьевский сборник (8 выпусков, ) выдающееся издание не только отечественной, но и мировой фольклористики. Явившись первым и пока единственным сводом русских сказок, в котором они представлены наряду с украинскими и белорусскими, сборник положил начало научному собиранию и изучению восточнославянской сказки и стал поистине народной книгой, сыгравшей исключительную роль в воспитании не одного поколения читателей.

«Вещий сон» «Хрустальная гора» «Морской царь и Василиса Премудрая» «Волшебное кольцо» «Марья Моревна» «Хаврошечка» «Чудесная рубашка» «Петушок-золотой гребешок» «Два Ивана – солдатских сына» «Лисичка-сестричка и волк» «Петушок-золотой гребешок и жерновцы» «Журавль и цапля» «Ворона и рак»

Имена отражают историю национальной и общечеловеческой культуры, быт, верования, фантазию и художественное творчество русских людей. Знание имен, фамилий позволяет расширить наши представления о прошлом нашей Родины, осознать нерасторжимую связь истории языка и истории народа. Интерес к именам, знание их происхождения и смысла воспитывают чувства патриотической причастности, любовь к родине, к народу, его языку и культуре общения. Наука, изучающая имена собственные, называется ономастикой. Антропонимия – раздел ономастики, изучающий имена людей.

Большинство русских личных имен по своему происхождению не исконно русские. Церковь, обладавшая правом нарекать младенца именем, запрещала древнерусские имена как языческие и заменяла их христианскими. Но, несмотря на политику церкви, многие имена такого рода дошли до нас в памятниках письменности: Ждан, Неждан, Большой, Третьяк, Буян, Кривой, Волк, Кот, Бык. Следы таких имен просматриваются и во многих современных русских фамилиях: Нежданов, Быков, Большаков, Третьяков, Волков.

Мужские имена Женские имена Дмитрий – 1 Иван – 7 Мартинка – 1 Кощей Бессмертный – 1 Елена – 2 Василиса – 1 Марья – 1 Ольга – 1 Анна – 1 Хаврошечка – 1 Одноглазка – 1 Двуглазка – 1 Триглазка - 1

лена Премудрая рошечка-Хаврошечка

Личное имя Дмитрий Иван Мартинка Кощей Купеческий сын - 1 Купеческий сын – 2 Крестьянск ий сын – 1 Бессмертны й Солдатский сын - 2 Царевич - 3

Личное имя Елена Василиса Марья Ольга Анна Хаврошечка Одноглазка Двуглазка Триглазка Настасья Прекрасная - 2 Премудрая Царевна, Моревна Царевна Крошечка, красная девица Царевна

в изученных сказкахв школе Дмитрий - 1 Иван – 7 Мартинка – 1 Елена – 2 Василиса – 1 Марья – 1 Ольга – 1 Анна – 1 Хаврошечка – 1 Одноглазка – 1 Двуглазка – 1 Триглазка – 1 Настасья Мария –

Дмитрий – греческое, принадлежащий Деметре, матери-земле. Иван – древнееврейское, милость Божья. Иван вобрал в себя как сильные, так и слабые стороны русской души. Мартин – латинское, воинственный. Кощей – исконно славянское, худой, тощий. Елена - греческое, светлая, сияющая. Василиса – греческое, царица. Мария – древнееврейское, горькая, печальная. Ольга – греческое, святая, великая. Анна – древнееврейское, благодать, милостивая. Настасья – древнегреческое, воскресшая. Хаврошечка – испанское, сокровище.

Народ давал имена сказочным персонажам такие же, какие встречаются и в реальной жизни. К примеру, имя Иван – самое распространенное имя в русских народных сказках (в 13 исследованных мною сказках встречается 7 раз). В большинстве случаев личные имена героев входят в заглавия сказок, определяя их тему, настраивая читателей на определенный лад («Марья Моревна», «Два Ивана – солдатских сына»). Имена персонажей не случайны, они подчинены теме и идее, уточняют смысл заглавия всей сказки, влияют на характер и судьбу персонажа, играют важную роль в структуре текста, помогают осознать всю глубину и премудрость сказки. Большинство имен, употребляющихся в наше время, не являются исконно русскими. После крещения Руси они были вытеснены греческими, древнееврейскими, испанскими именами. Составленный мною словарь личных имен имеет практическую значимость. Он может быть использован на уроках литературы при изучении русских народных сказок.

Русские народные сказки. – М.: АСТ: Астрель, А. Афанасьев. Русские народные сказки. Москва 6 Просвещение, Иванов А.И. Русские народные сказки. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Москва: Дрофа, Имя и судьба. – «Тетра-К», 2003.