Опыт реализации программы Tempus в Российской Федерации
2 Общий контекст развития глобализация неопределенность (кризисы) ускорение развития технологий формирование общества, основанного на знаниях, и развитие обучения в течение всей жизни разрыв между спросом и предложением квалификаций необходимость обеспечения устойчивого развития доступность высшего образования и его «массовизация» международная конкуренция в сфере высшего образования и необходимость повышения конкурентоспособности высшего образования на национальном уровне
3 Хронология Программа открыта в 1990 г. Этапы: гг. Tempus I (программа «поддержки») гг. Tempus II (программа «переходного периода») гг. Tempus III (программа «модернизации» Tempus IV (программа поддержки национальных реформ в странах-партнерах) Россия участвовала в программе с 1994 г.: Всего реализовано 390 проектов, из них: 96 в рамках Tempus IV ( гг.) Бюджет проектов, выделенный ЕС – 132 млн. евро
4 Философия программы Основные принципы: Подход «снизу-вверх» Реализация проектов на уровне учебных заведений, инициаторы проектов – академический персонал, самостоятельное управление проектами Передача знаний и технологий Обоюдное приобретение знаний и технологий – двусторонний процесс Межкультурный обмен и межличностные связи Содействие живому общению между людьми как средство разрушения стереотипов и укрепления межкультурного взаимопонимания
5 Роль программы Tempus Катализатор модернизации и интеграции российского высшего образования в европейское пространство (Болонский процесс) в части разработки: Программ двух циклов высшего образования Формирования системы переноса зачетных единиц (ECTS) Систем обеспечения качества высшего образования Развития академической мобильности
6 Роль программы Tempus Продвижение концепции обучения в течение всей жизни Содействие формированию отраслевых рамок квалификаций и пониманию необходимости создания национальной рамки и системы квалификаций Совершенствование управления вузами Осознание: необходимости развития взаимодействия вузов с предприятиями новой роли университетов в обществе, основанном на знаниях
7 Tempus и модернизация системы образования Разработка и внедрение принципиально новых образовательных программ, основанных на результатах обучения Повышение интереса к программам двойных дипломов Содействие обеспечению сопоставимости и сравнимости дипломов Разработка программ двойных дипломов Внедрение ФГОС ВПО третьего поколения по 2- м циклам высшего образования
8 Влияние на развитие учебных заведений Повышение статуса и престижа университетов - участников проектов, как носителей нового знания и новых образовательных технологий Усиление интернационализации вузов, формирование партнерств с европейскими университетами Развитие частно- государственных партнерств
9 Вклад Tempus в развитие российских вузов Растущее понимание вузами целей и задач Болонского процесса и внедрение интеграционных механизмов Растущее доверие и интерес к развитию сотрудничества с европейскими вузами среди ректоров Вовлечение в сотрудничество ассоциаций университетов, которые становятся неформальными Bologna promoters
10 Болонский клуб Торжественное открытие состоялось 20 мая 2010 г. в Донском государственном техническом университете Открытое объединение российских университетов распространение и продвижение идей Болонского процесса в российском образовательном сообществе активизация сотрудничества и налаживание сетевого взаимодействия между университетами и их партнерами создание эффективных механизмов поддержки динамичного и полноценного вхождения России в единое образовательное сообщество Европы
11 Юбилейные мероприятия в российских вузах: 20-летие Tempus
12 Тематические публикации
13 Количество проектов с участием России
14 Проекты Tempus IV по типам (по итогам 6-ти конкурсов)
15 Результаты: Системные: усиление международного позиционирования российского высшего образования постепенная смена образовательной парадигмы в сторону студенто- центрированного обучения, включая растущую роль самостоятельной работы студентов переориентация с «входных параметров» на результаты на выходе, измеряемые как целостные компетенции (новые ФГОС) вклад в развитие кросскультурных компетенций на уровне вузов, факультетов, студентов и преподавателей возрастание ориентации на требования работодателей
16 Проблемы отсутствие четких коммуникационных стратегий и культуры взаимодействия в вузовской среде: достижения проектов часто остаются собственностью вуза и не становятся достоянием системы недостаточный уровень владения иностранными языками высокая стоимость мобильности отсутствие проактивной позиции (работать на опережение)
17 Тренды интернационализация высшего образования реализация задач Болонского процесса в рамках интеграции в Европейское пространство высшего образования три основных области развития: обеспечение трудоустройства выпускников, результаты обучения рамки квалификаций обеспечение сравнимости и сопоставимости дипломов и степеней за счет опоры на результаты обучения (компетенции), использование системы зачетных единиц, приложения к диплому развитие систем обеспечения качества, включая модели внутренней и внешней оценки
18 Новые горизонты Erasmus+ совместные программы по приоритетным направлениям с выходом на программы двойных/многосторонних дипломов расширение диапазона проектов структурных мер и обеспечение распространения их результатов на уровне системы высшего образования реализация проектов, отвечающих стратегическим задачам развития высшего образования в России
26 июня 2014 г., г. Москва, Информационная сессия Erasmus+ 19 Спасибо за внимание! Национальный офис Erasmus+ в Российской Федерации Москва, Семеновская площадь, д.4 Офис Тел.: