РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ
Что такое общение Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. Ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.
Как люди общаются Главное средство общения – речь. Общение без помощи речи называют неречевым общением.
Почему мы общаемся? (Функции общения) 1.Информационно-коммуникативная 1.Информационно-коммуникативная – обмен информацией. 2.Регуляторно-коммуникативная 2.Регуляторно-коммуникативная – регуляция взаимодействия. 3.Аффективно-коммуникативная 3.Аффективно-коммуникативная – регуляция эмоциональной сферы человека.
Цели коммуникации 1. Передача и получение информации; 2. Изменение эмоционального состояния коммуникатора и реципиента; 3. Побуждение к действию, организация деятельности; 4. Коммуникация ради коммуникации; 5. Выражение отношения к партнеру; 6. Самораскрытие коммуникатора; 7. Поддержание коммуникатором своего статуса и самооценки.
Коммуникативные барьеры Социальные (барьеры, вызванные объективными социальными причинами) Принадлежность к различным социальным группам; Принадлежность к различным социальным группам; Социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия. Социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия. Психологические Коммуникативные и личностные особенности; Коммуникативные и личностные особенности; Отношения между общающимися; Отношения между общающимися; Неодинаковое понимание ситуации общения и др. Неодинаковое понимание ситуации общения и др.
Коммуникативные барьеры Фонетические Неправильное произношение; Неправильное произношение; Дефекты речи. Дефекты речи. Семантические Незнакомый язык; Незнакомый язык;
Древнегреческий ученый Плутарх утверждал: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон. Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта.
Стадии конфликта 1 Предконфли ктная стадия 2 Конфликтная стадия 3 Послеконфл иктная стадия
Стратегия поведения Характеристика стратегии Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому Сотрудничество («сова»)Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон Компромисс («лиса»)Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого