Стратегическое партнерство ВУЗов и предприятий: модели взаимодействия Всероссийская практическая конференция «Современный вуз - на пике новых информационных технологий» Секция «Новые технологии в образовании» К.А. Трофименко, доцент МАТИ, эксперт Фонда Сколково
Парадигмы развития образования, науки и промышленности Индустриальное общество Борьба за сырье Конкуренция продуктов Ключевой участник – инженер Прибыль – наименьшая Жизненный цикл – долгий Доля российских предприятий - высокая Доля российских ВУЗов - низкая Постиндустриальное общество Борьба за человека Конкуренция технологий Ключевой участник – технолог Прибыль – высокая Жизненный цикл – средний Доля российских предприятий – средняя Доля российских ВУЗов - низкая Информационное общество Борьба за РИД Конкуренция бизнес-моделей Ключевой участник – коммуникатор Прибыль – высокая Жизненный цикл – короткий Доля российских предприятий – низкая Доля российских ВУЗов - высокая Основная проблема – несоответствие парадигм развития российского ВУЗа и российского предприятия. Отсутствие корреляции между программами развития образования и промышленной политикой в Российской Федерации
Студент / работник ВУЗ и предприятие: конкуренты или союзники? ВУЗ Государ- ство Наука Реальный сектор экономики Образо- вание Пред- приятие Государ- ство Техно- логический уклад Рынок Научно- техническая политика Финансирование Новые технологии Основная задача – сделать ВУЗ и предприятие не конкурентами, а союзниками
Модели взаимодействия ВУЗа и предприятия ФГОС Проф- стандарт Лабора- тория в ВУЗе Лаборатория на пред- приятии Минобр- науки России Минпром- торг России ГК Ростехно- логии Российская академия наук МИП Фонд Сколково ОАО Роснано ВУЗ Предприятие
Препятствия для взаимодействия ВУЗа и предприятия сложность перехода российских предприятий от системы натурального хозяйства к системе кооперации; приобретение ВУЗами лабораторного и технологического оборудования, которого нет на соответствующих профильных предприятиях; отсутствие согласованной программы проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований между Российской академией наук, Минобрнауки России и Минпромторгом России; отсутствие достаточного количества профессиональных стандартов; сильное лобби со стороны поставщиков оборудования на проведение обучения и стажировки специалистов; нарушена система привлечения в профессорско-преподавательский состав отраслевых специалистов; редкость, когда для студента его специальность по образованию является его специальностью в будущем.
Пути выхода из сложившейся ситуации создание и применение инструментов взаимодействия ВУЗа, предприятия, институтов развития и органов государственной власти; создание научных школ нового поколения; формирование новой научно-технической повестки дня для создания прямых связей ВУЗа и предприятия в условиях складывающейся в России политической ситуации (опыт Зеленограда); использование всех доступных финансовых и нефинансовых инструментов для развития; изменение системного подхода при подготовке специалистов с менеджер – инженер на инженер – менеджер; создание института подготовки и развития профессорско- преподавательского состава
Спасибо за внимание! К.А. Трофименко,