Исследовательская работа на тему: Выполнил: учитель ИКБ МОБУ ООШ с.Новые Маты Бакалинского района РБ Сулейманов Рамиль Хатимуллович
Возникновение ислама в Башкортостане Примерно 1400 лет назад на Аравийском полуострове появился новый пророк. Магомет (Мухамед) родился в 570 году до нашей эры. В шесть лет он остался сиротой и его воспитывали приёмные родители. Магомет, проповедуя от имени Аллаха, заставил враждующие племена объединиться в единый народ, что впоследствии привело к созданию арабской империи. Магомет и его последователи создали новое исламское общество, сочетавшее строгие религиозные предписания с заповедью защищать слабых женщин, сирот и рабов. Европейцы зачастую считают, что ислам религия воинствующая. Но это не так. Бок о бок с мусульманами векам жили в мире иудеи, христиане и буддисты.
Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Мусульманин означает тот, кто подчиняется. Новая вера провозгласила Аллаха единственным богом, который добр к людям, но, однако, мстит тем, кто не предан исламу. Следует сказать, что в Коране много преданий о пророках, которые упоминаются в священных еврейских и христианских книгах. Согласно Корану, Моисей (Муса), Иисус (Иса) и многие другие являются пророками.
Ислам начал проникать в башкирское общество в Х-Х1 веках через булгарских и среднеазиатских купцов, а также проповедников. Арабский путешественник Ибн-Фадлан ещё в 922 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам. Уже в XIV веке ислам становится господствующей религией в Башкирии, о чём свидетельствуют мавзолеи и мусульманские захоронения. Распространение мусульманской религии повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над могилами святых, являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства у башкир называются кэшэнэ. На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII XIV веках, из которых два в Чишминском, а третий в Кугарчинском районах. На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII XIV веках, из которых два в Чишминском, а третий в Кугарчинском районах.
Мавзолей Хусейн-бека Один из них мавзолей- кэшэнэ Хусаин-бека находится на левом берегу реки Демы, на окраине станции Чишмы. Кэшэнэ сооружено над могилой Хусаин-бека, одного из активных мусульманских проповедников.
Мавзолей (кэшэнэ) Тура-хана Это одна из древних достопримечательностей Южного Урала. Раньше здесь был некий город «...на реке Ислак мечеть, и дома каменные видны...» - так писал в 1762 г. Петр Рычков. Теперь остались только остатки резиденции хана. Мавзолей (кэшэнэ) Тура-хана воздвигнут в XI-XII вв. А может быть в XII-XVI веках, когда здесь был один из улусов Золотой Орды. В XIV веке при хане Узбеке Орда принимает ислам, который идет из Средней Азии и приносит с собой соответствующую культуру.
Мавзолей Тура-хана Мавзолей Тура-хана Мавзолей расположен на высоком степном холме, рядом с дорогой, ведущей от поселка Чишмы в деревню Нижние Термы. Географически как раз посередине между деревнями Нижние и Верхние Термы. Если ехать от Чишмов, то справа.
Мавзолей Бэндэбике Также на территории Южного Урала существуют мавзолеи, которые не дошли до наших времен в первозданном виде, но, тем не менее, были отстроены заново сравнительно недавно. Такими мавзолеями являются мавзолеи Бэндэбикэ и Кисяне. Легенда о мавзолее Бэндэбикэ, ввиду оригинальности, заслуживает особого упоминания.
Мавзолей Бэндэбике Единственными датирующими вещами мавзолея служат размеры кирпичей. По размерам они несколько меньше кирпичей золотоордынского времени. Если принять во внимание тенденцию уменьшения размером кирпичей в памятниках архитектуры Урало- Поволжья, Казахстана эпохи средневековья, то время сооружения мавзолея Бэндэбикэ можно ориентировочно определить XV – началом XVI века.
Спасибо за внимание!