1 «… ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него » Марк Аврелий Социальная работа за рубежом
2 Общие сведения по дисциплине Социальная работа за рубежом читается для специальности «Социальная работа» Важность изучения дисциплины состоит в формировании у студентов системы знаний о социальной политике и моделях социальной защиты населения за рубежом, об основных тенденциях и закономерностях развития социальной работы в зарубежных странах, формирование у будущих специалистов готовности к осуществлению профессиональной деятельности с использованием зарубежного опыта Сфера профессионального использования Данный систематизированный материал дает информацию о том, насколько современный зарубежный опыт приемлем для современной России. Это является необходимым не только для студентов, но и практических социальных работников, социальных педагогов, а также социальных психологов, юристов, занятых в социальных службах различного профиля. Данный систематизированный материал дает информацию о том, насколько современный зарубежный опыт приемлем для современной России. Это является необходимым не только для студентов, но и практических социальных работников, социальных педагогов, а также социальных психологов, юристов, занятых в социальных службах различного профиля.
3 Краткое описание дисциплины «Социальная работа за рубежом» является одной из общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности Социальная работа. В рамках изучения данной дисциплины освещаются важнейшие формы и направления становления и функционирования социальной помощи в различных зарубежных странах, с разными категориями населения. При освещении опыта социальной работы за рубежом автором показываются проблемные вопросы, выявляются тенденции и особенности этой социальной деятельности.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цели курса состоят в Цели курса состоят в 1. формировании у студентов системы знаний о социальной политике и моделях социальной защиты населения за рубежом, об основных тенденциях и закономерностях развития социальной работы в зарубежных странах, 2. формировании у будущих специалистов готовности к осуществлению профессиональной деятельности с использованием зарубежного опыта К задачам курса относятся: 1. формирование системы знаний об исторических периодах, закономерностях и формах возникновения и эволюции социальной помощи и поддержки за рубежом ; 2. изучение зарубежных моделей социальной защиты населения, государственных и негосударственных форм помощи и поддержки населения, теоретических концепций социальной работы за рубежом, 3. изучение зарубежного опыта социальной работы с различными категориями населения (с пожилыми гражданами, с инвалидами, с семьей и детьми, с молодежью, «группами риска»); 4. овладение методами изучения истории зарубежной социальной работы (историческим, методом сравнения, системного анализа); 5. формирование профессиональной направленности будущего социального работника, развитие конструктивно- аналитического мышления и творческих способностей студентов
5 Место курса «Социальная работа за рубежом» среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов «История», «Культурология», «Введение в специальность «Социальная работа», «История социальной работы» Данный курс дает необходимые знания для успешного освоения целого ряда как общепрофессиональных («Теория социальной работы», «Технология социальной работы»), так и специальных («Геронтология», «Семьеведение», «Технология социальной работы с семьей) и других дисциплин
6 Начальные знания, умения Студент должен знать о становлении и развитии истории с древнейших времен до наших дней, о становлении и развитии истории с древнейших времен до наших дней, основные философские концепции зарубежных и отечественных ученых истории и современности, основные философские концепции зарубежных и отечественных ученых истории и современности, особенности развития мировой культуры, особенности развития мировой культуры, знать об основных этапах развития социальной работы в мире знать об основных этапах развития социальной работы в мире Студент должен уметь ориентироваться в специфике специальности «Социальная работа», анализировать, обобщать, сравнивать, дифференцировать получаемый материал.
7 Итоговые знания, умения Студент должен знать -об основных этапах эволюции социальной работы; -зарубежные теории и модели социальной работы; -виды социальной защиты в различных зарубежных странах; -модели социальной помощи и поддержи различных категорий населения за рубежом Студент должен уметь -ориентироваться в зарубежных моделях социальной защиты, государственных и негосударственных формах помощи и поддержки различных групп населения, -творчески подходить к анализу опыта социальной работы в зарубежных странах относительно его применения в России
8 Содержание лекционного курса Тема 1. Теоретико-методологические основы социальной работы за рубежом Тема 1. Теоретико-методологические основы социальной работы за рубежом Тема 2. Система социальной защиты населения в современном мире Тема 2. Система социальной защиты населения в современном мире Тема 3. Виды социальной работы с различными категориями населения за рубежом Тема 3. Виды социальной работы с различными категориями населения за рубежом
9 Тема 1. Теоретико-методологические основы социальной работы за рубежом Социальная работа как особый вид деятельности по оказанию помощи нуждающимся людям возникла на заре человеческого общества и прошла несколько этапов в своем развитии. Ее содержание изменялось с возникновением новых социальных проблем, сформировались субъекты и объекты помощи. Содержание и формы социальной помощи изменялись с развитием цивилизации, что наложило отпечаток на современные модели социальной защиты населения. В целом, на сегодняшний день в мире сложились несколько моделей социальной защиты населения: социал- демократическая, либеральная, корпоративная, – главное отличие которых состоит в том, какую роль государство играет в оказании помощи и поддержки гражданам страны. Практика социальной работы за рубежом базируется на тех или иных теориях, которые объединяются в три группы: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные теории обоснования практики социальной работы за рубежом. Социальная работа как особый вид деятельности по оказанию помощи нуждающимся людям возникла на заре человеческого общества и прошла несколько этапов в своем развитии. Ее содержание изменялось с возникновением новых социальных проблем, сформировались субъекты и объекты помощи. Содержание и формы социальной помощи изменялись с развитием цивилизации, что наложило отпечаток на современные модели социальной защиты населения. В целом, на сегодняшний день в мире сложились несколько моделей социальной защиты населения: социал- демократическая, либеральная, корпоративная, – главное отличие которых состоит в том, какую роль государство играет в оказании помощи и поддержки гражданам страны. Практика социальной работы за рубежом базируется на тех или иных теориях, которые объединяются в три группы: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные теории обоснования практики социальной работы за рубежом.
10 Тема 2. Система социальной защиты населения в современном мире Цивилизационная принадлежность государств или групп стран в значительной мере определила особенности общественного, в том числе социального, функционирования. Под влиянием исторических, культурных традиций сформировались соответствующие виды социальной защиты, в рамках которых сложились определенные модели социальной работы. Эти виды отличаются прежде всего степенью включенности государственных структур в сферу социальной помощи. Активная роль государства в социальной сфере, сохранение финансового контроля над системой социального обеспечения и наличие большого спектра социальных гарантий характерны для западноевропейского вида социальной защиты (Германия, Скандинавские страны). Умеренное государственное участие, меньший объем социальных гарантий, большая либеральная направленность отличают социальную политику западноатлантических государств (Великобритания) и особенно США. Для американцев здесь есть еще и историческая подоплека, поскольку их государство создавалось преимущественно переселенцами из Старого Света, которые, попав в необжитые места, могли рассчитывать лишь на собственные силы и поддержку территориально-религиозных общин. Анализ западноевропейского вида социальной защиты свидетельствует о наличии в нем сильного государственного компонента. В рамках этого вида можно выделить две основные модели социальной работы: универсальную и корпоративную. Первая характерна для скандинавских стран, а вторая для большинства других госу дарств континентальной Западной Европы. Универсальную модель социальной защиты отличает всеобъемлющий характер социальных гарантий, обеспечиваемых прежде всего государственной системой базовой защиты, а также, в качестве дополнительного средства, корпоративными социальными выплатами. Для государственно-корпоративной модели социальной работы, напротив, такие выплаты составляют основу системы социальной защиты. Роль государства здесь определяется не столько субсидированием и бюджетным перераспределением налоговых поступлений на социальные нужды, сколько государственно-правовым регулированием социальной сферы и созданием условий для активной корпоративно-страховой деятельности. Задача подготовки социальных работников за рубежом состоит прежде всего в том, чтобы научить студентов компетентно интегрировать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности
11 Тема 3. Виды социальной работы с различными категориями населения за рубежом В социальной работе с различными категориями населения за рубежом целью государства является координация усилий по оказанию помощи стареющим гражданам в достижении состояния физического, экономического, психологическою и эмоционального комфорта. Социальная работа с людьми пожилого возраста и инвалидами направлена на утверждение социальной и экономической справедливости, защиту их прав на достойную и свободную жизнь в старости. Социальная работа как профессия со времени возникновения имеет отличительным признаком работу с семьей как с целостной системой. Семейное консультирование и терапия направлены на улучшение межличностных отношений между членами семьи. В социальной работе с семьей уделяете внимание не только взаимоотношениям в семье, но и вопросам взаимодействия семьи с ее социальным окружением. Во многих странах мира существуют отдельные детские социальные службы. Основными задачами этих служб являются: обеспечение достижения семьей определенной степени экономической самостоятельности; профилактика таких явлений, как насилие над детьми и их эксплуатация; создание и поддержка институциональных форм опеки; поддержка неинституциональных форм, в частности, использование «общинных» форм опеки и др. Изучение опыта решения социальных проблем молодежи в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе. Анализ организации социальной работы с молодежью заграницей и в России показал, что большинство форм и методов ее организации вполне приемлемы для критического использования в нашей стране. Адаптация зарубежного опыта организации социальной работы безусловно будет способствовать эффективному развитию этого направления у нас в стране.
12 Контрольные мероприятия В конце изучения данной дисциплины студенты должны сдать В конце изучения данной дисциплины студенты должны сдатьэкзамен
13 Глоссарий Государство всеобщего благосостояния – тип социальной политики, нацеленный на повышение качества жизни всех граждан и сдерживающий распространение социального риска Корпоративная модель социальной защиты характеризуется применением систем социального страхования, организуемое под контролем и с гарантиями государства, стремлением к компенсационному характеру помощи за прошлые заслуги. Цель – сохранение жизненного уровня, достигнутого в работоспособном периоде. Либеральная модель социальной защиты характеризуется стремлением государства к отделению социальной помощи от свободного рынка, стремлением к адресной помощи с проверкой нуждаемости. Действует по остаточному принципу, социальная защита большинства стран должна строиться на самозащите, на предоставлении возможности противостоять социальным рискам посредством собственных накоплений, в рамках семьи используя социальное страхование. Лишь неспособные к самообеспечению граждане должны опекаться государством и гражданским обществом Социал-демократическая модель социальной защиты характеризуется предоставлением стандартных денежных или натуральных пособий или определенного набора услуг, уравнительным подходом к социальной помощи. Отличается доминированием государства в уровне социальной защиты, высоким уровнем социальных компенсаций Социальное образование - подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты
14 Список литературы Основная –Государственная семейная политика в с гранах европейского сообщества и США: сборник обзоров – М., –Григорьев, С.И., Гусляков, Л.Г. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков – М., –Доэл, М., Шадлоу, С. Практика социальной работы / М. Доэл, С. Шадлоу – М., –Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние тенденции, перспективы / А.А. Козлов – М.: Юкос, – 224 с. –Некрасов, А.Я. Международный опыт социальной работы / А.Я Некрасов. – М., –Основы социальной работы: учебник / под ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М, – 395 с. –Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, – 424 с. –Социальная работа за рубежом: Учеб.пособие / Под ред. П.Я. Циткилова. – Ростов н/Д, Дополнительная –Баркер, Р. Словарь по социальной работе: Пер. с англ. / Р. Баркер. – М., – 135 с. –Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына – Ростов н/Д: «Феникс», – 288 с. –Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэла, С. Шадлоу – М.: Аспект-пресс, – 223 с. –Пинкус, А., Минахан, А Практика социальной работы: пер с англ. / А. Пинкус, А. Минахан – М.: Союз, – 223 с. –Социальна защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М.Л. Захарова. – М., –Энциклопедия социальной работы: В 3 тт. / Пер. с англ. – М., 1993.
15 Самостоятельная работа Темы рефератов: Социальные проблемы в Европейских странах в 16-сер 18 вв. и пути их решения.Социальные проблемы в Европейских странах в 16-сер 18 вв. и пути их решения. Теоретические и правовые аспекты благотворительности и поддержки в средние века.Теоретические и правовые аспекты благотворительности и поддержки в средние века. Социальные проблемы в Зап.Европе и США в конце 18-н.19 вв. и пути их решения.Социальные проблемы в Зап.Европе и США в конце 18-н.19 вв. и пути их решения. Оформление научного этапа социальной работы в зарубежных странах.Оформление научного этапа социальной работы в зарубежных странах. Возникновение профессиональной социальной работы в США и Западной Европе.Возникновение профессиональной социальной работы в США и Западной Европе. Развитие процесса институционализации социальной работы в Западной Европе в ХХ в.Развитие процесса институционализации социальной работы в Западной Европе в ХХ в. Шведский опыт социальной защиты: реалии и возможности совершенствования.Шведский опыт социальной защиты: реалии и возможности совершенствования. Пенсионное и медицинское страхование в Германии.Пенсионное и медицинское страхование в Германии. Система социальной помощи малоимущим во Франции.Система социальной помощи малоимущим во Франции. Политика социальной защиты и поддержки семьи в государствах Западной Европы.Политика социальной защиты и поддержки семьи в государствах Западной Европы. Социальная работа за рубежом с лицами девиантного поведения.Социальная работа за рубежом с лицами девиантного поведения. Британская система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.Британская система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Пенсионная система в США: состояние и перспективы развития.Пенсионная система в США: состояние и перспективы развития. Некоммерческие организации и добровольческий труд в современных США.Некоммерческие организации и добровольческий труд в современных США.