Е.Н. Феоктистова Москва 2013
Этапы разработки Концепции ПНО: Сентябрь-Октябрь 2012 г. – создание межведомственной рабочей группой Министерства экономического развития Российской Федерации; Ноябрь обсуждение подходов и предложений по содержанию Концепции (1-ое заседание МРГ); Май 2013 г. – обсуждение первого варианта проекта Концепции ПНО (2-ое заседание МРГ); Июнь-Июль 2013 – подготовка членами МРГ комментариев, замечаний и предложений к проекту Концепции; Август-Октябрь 2013 г. - переработка проекта Концепции; Ноябрь 2013 – обсуждение второго варианта Концепции (3-е заседание МРГ); Ноябрь – Декабрь доработка в МЭР проекта Концепции с учетом предложений членов МРГ и других экспертов; Январь согласование проекта Концепции с ФОИВ; 1 февраля 2014 г. – внесение Концепции в Правительство РФ для утверждения Распоряжением Правительства РФ
Цель - повышение ответственности российских организаций за социальные и экологические результаты их деятельности и обеспечение информационной открытости. Задачи: 1. введение единого понятийного аппарата в сфере СО и ПНО; 2. повышение осведомленности широкого круга лиц и организаций о международных стандартах СО и ПНО; 3. обзор форм ПНО, видов проверки, оценки и заверения ПНО, а также сопутствующих процедур и требований; 4. разработка мер по публикации, распространению и совершенствованию механизмов и форм публичной нефинансовой отчетности; 5. создание основы для: формирования нормативно-правовой базы в сфере СО и ПНО, профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации в сфере СО и ПНО, информационной поддержки в сфере СО и ПНО (в том числе для обеспечения информированности инвесторов и иных заинтересованных сторон) и международного сотрудничества в этой сфере.
Формы ПНО Нефинансовые отчеты Формат подготовки сегодня: добровольный Годовые отчеты Формат подготовки сегодня: обязательный только для ОАО Интегрированные отчеты Формат подготовки сегодня: добровольный (пилотный режим) При подготовке нефинансовых, а также годовых отчетов организациям рекомендуется использовать Руководство GRI, его принципы и рекомендации, в том числе рекомендации по раскрытию информации (сведений и показателей), а также отраслевые приложения Руководства GRI.
Виды проверки и оценки ПНО Внутренняя проверка Внутреннее структурное подразделение организации, наделенное контрольно-ревизионными функциями Внешняя проверка, оценка и заверение Общественное заверение в соответствии с формализованной методологией и другие формы внешней оценки Независимая проверка и заверение ПНО, осуществляемые третьей стороной в соответствии с формализованной методологией и стандартами проверки и заверения
22 госкомпании публикуют ПНО согласно Директивам. Осуществляется информирование экспертного сообщества и российского бизнеса о Концепции развития ПНО, проводятся разъяснительные мероприятия. Министерством экономического развития Российской Федерации в установленном порядке утверждаются Методические рекомендации по подготовке ПНО. Этап отчетный год Формируется система гос. регулирования в сфере СО и ПНО, в том числе разработка методических рекомендаций по ведению управленческого учета в рамках подготовки ПНО и по подготовке ПНО для различных видов организаций. Разрабатываются механизмы стимулирования ПНО (учет наличия ПНО у поставщиков товаров и услуг при проведении государственных и муниципальных закупок, рейтинги, рэнкинги и т.п.). Требование подготовки и публикации ПНО расширяется за счет ряда категорий компаний с госучастием. Этап отчетные годы Совершенствуется система гос. регулирования в сфере СО и ПНО, развиваются механизмы, стимулирующие развитие ПНО. Вводится практика проведения независимой проверки и заверения ПНО для организаций Этапа 2. Происходит дальнейшее расширение спектра компаний, на которых распространяется требование подготовки и публикации ПНО, за счет категорий организаций с госучастием. Этап отчетные годы Вводится практика проведения независимой проверки и заверения ПНО для организаций Этапов 2 и 3, рекомендуется дополнять ее прочими видами внешней оценки, проверки и заверения, например, общественным заверением. Происходит расширение спектра компаний, на которых распространяется требование подготовки и публикации ПНО, за счет прочих организаций, имеющих в границах консолидированной финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 15 млрд рублей или численность работающих свыше человек. Этап 4 с 2020 отчетного года
Этап отчетный год 22 госкомпании публикуют ПНО согласно Директивам. Осуществляется информирование экспертного сообщества и российского бизнеса о Концепции развития ПНО, проводятся разъяснительные мероприятия. Министерством экономического развития Российской Федерации в установленном порядке утверждаются Методические рекомендации по подготовке ПНО.
Этап отчетные годы Формируется система государственного регулирования в сфере СО и ПНО, в том числе разработка методических рекомендаций по ведению управленческого учета в рамках подготовки ПНО и по подготовке ПНО для различных видов организаций. Разрабатываются механизмы, стимулирующие развитие ПНО (учет наличия ПНО у компаний-поставщиков товаров и услуг при проведении государственных и муниципальных закупок, рейтинги, рэнкинги, премии и т.п.). В перечень профессий вносятся профессии, непосредственно связанные с СО и ПНО, разрабатываются соответствующие профессиональные стандарты. Создаются образовательные программы в сфере СО и ПНО, в том числе программы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Развивается международное сотрудничество в сфере СО и ПНО (совместная образовательная и научно-исследовательская работа, проведение конференций и форумов, реализация программ обмена опытом). Разрабатывается информационный ресурс, посвященный вопросам ПНО, а в действующих системах раскрытия годовых отчетов и существенных фактов организаций создаются разделы для публикации ПНО. Происходит расширение спектра компаний, на которых распространяется требование подготовки и публикации ПНО, за счет следующих категорий организаций: государственных компаний, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, имеющих в границах консолидированной финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 3 млрд рублей или численность работающих свыше человек; государственных корпораций; хозяйственных обществ, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 50% плюс одна акция, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, а акции включены в котировальный список А 1-го уровня ММВБ-РТС; организаций, входящих в специальный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 91-р.
Этап отчетные годы Совершенствуется система государственного регулирования в сфере СО и ПНО, развиваются механизмы, стимулирующие развитие ПНО. Вводится практика проведения независимой проверки и заверения ПНО для организаций Этапа 2. Происходит расширение спектра компаний, на которых распространяется требование подготовки и публикации ПНО, за счет следующих категорий организаций: государственных компаний, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, имеющих в границах консолидированной финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 1 млрд рублей или численность работающих свыше человек; хозяйственных обществ, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 50% плюс одна акция, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, а акции включены в котировальный список А 2-го уровня ММВБ-РТС;
Этап 4 с 2020 отчетного года Вводится практика проведения независимой проверки и заверения ПНО для организаций Этапов 2 и 3, рекомендуется дополнять ее прочими видами внешней оценки, проверки и заверения, например, общественным заверением. Происходит расширение спектра компаний, на которых распространяется требование подготовки и публикации ПНО, за счет: - прочих организаций, имеющих в границах консолидированной финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 15 млрд рублей или численность работающих свыше человек. Для остальных организаций подготовка и публикация ПНО, а также проведение независимой проверки и заверения ПНО будет осуществляться на добровольной основе.
В целом поддержать проект Концепции, отметив ее соответствие мировым тенденциям и вызовам времени, связанным с общественным ожиданием повышения информационной открытости деятельности организаций. Отметить, что ряд позиций требует более четкого обозначения и уточнения в тексте Концепции с указанием на последующее развернутое описание в документах, разрабатываемых в целях реализации Концепции и в её развитие: * необходимость определения перечня и описания расчета ключевых (базовых) показателей (в т.ч. с учетом отраслевой специфики), в отношении которых выдвигается требование обязательного раскрытия в ПНО, что обеспечивает их сопоставимость, а также будет служить переходным этапом к внедрению практики обязательной отчетности для расширяющегося круга организаций; * включение дополнительных пояснений в отношении применимости положений Концепции к деятельности организаций, обозначенных в документе, но на которые не предполагается распространять требование обязательной подготовки и публикации ПНО (органы госвласти, НКО, внебюджетные фонды). * создание условий и инфраструктуры для развития и широкого распространения ПНО (вопросы обучения и подготовки кадров, информирования, распространения опыта, методического обеспечения, стимулирования), предусмотрев при этом разработку плана мероприятий по реализации Концепции, включая организационно-методическое обеспечение, формирование нормативно-правовой базы развития ПНО.
Дилемма: Концепция предусматривает распространение с 2020 года требования обязательной отчетности (ПНО) для определенного круга частных компаний (организаций, имеющих в границах консолидированной финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 15 млрд рублей или численность работающих свыше человек). В ноябре 2006 г. Бюро Правления РСПП утвердило Позицию РСПП «Об ответственной деловой практике и нефинансовой отчетности», в соответствии с которой признано, что «нефинансовая отчетность должна основываться на принципах добровольности и собственных интересах компаний, вступающих в процесс отчетности» Возможный выход: уточнить описание 4-го этапа и снять предложение о дальнейшем расширении круга организаций, для которых ПНО становится обязательным требованием; указать, что для частных хозяйствующих субъектов, а также для организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет менее 50%, подготовка и публикация ПНО будет носить рекомендательный характер, но в то же время будут внедряться меры, побуждающие эти организации такую практику применять (воздействие через Советы директоров, финансовые институты, ММВБ и пр.).