Урок литературного чтения по программе «Перспективная начальная школа» Заседание клуба «Ключ и заря»
Тема урока: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют». По рассказу Т. Пономаревой «Автобус». Поход в «Музейный дом». Фото «Нарвские ворота» и репродукция картины Павла Филонова «Нарвские ворота».
Цели урока: Учить школьников видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя рассказчика. Обсудить с детьми особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, что они различаются по своей цели и построению. При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст для подтверждения своего ответа. Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Татьяна Дмитриевна Пономарева Дата рождения: г.
Поймать сбежавшего из зоопарка льва, укротить сбесившиеся макароны, успокоить грустное привидение и приютить бездомный автобус – не так уж и просто. Но отважная и добрая бабушка легко справляется с этими трудными делами.
Татьяна Пономарева АВТОБУС
Цель небылицы – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. Цель сказки – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевленными миром природы и с волшебным миром. Цель рассказа – «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ.
ИТОГ: Главная героиня (бабушка), и автор (Татьяна Пономарева) – это люди, обладающие фантазией и развитым воображением, и что под их взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.
Санкт – Петербург. Нарвские ворота. Павел Филонов. Нарвские ворота.
. Итог: Для того, чтобы глядя на Нарвские ворота, изобразить их так, как это сделал Павел Филатов, нужно обладать воображением и фантазией.