Автор: Балобанова Анна Петровна, учитель ГБОУ ЦО 133 г. Санкт- Петербурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(Электронное приложение к циклу уроков) Учитель Лебедева Евгения Игоревна, МОУ Новлянская основная общеобразовательная школа.
Advertisements

Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
(Электронное приложение к циклу уроков) Учитель Лебедева Евгения Игоревна, МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Бессоюзное сложное предложение. Проблемный вопрос: Является ли предложение : По велению царя на колоннах высотой 25 метров были созданы четырёхъярусные.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Кучмина Н.В.МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовска я, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Учитель русского языка и литературы школы-интерната 15 Алексеева О.И.
Тема. Сложное бессоюзное предложение ( итоговый урок по теме) Цели: 1.осмыслить и систематизировать изученный материал; 2.отработать практические умение.
Вспомним: По количеству грамматических основ предложения делятся на… (простые и сложные) Простыми называются предложения… (в состав которых входит одна.
Транксрипт:

Автор: Балобанова Анна Петровна, учитель ГБОУ ЦО 133 г. Санкт- Петербурга

Научиться: устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения

Бессоюзные сложные предложения (БСП) – сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов. Нет:рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы недолго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели… А.С. Пушкин

Составные части БСП грамматически не зависят друг от друга, они равноправны Дождь не прекращался, небо не прояснялось.

Молвит слово – соловей поёт (русская). Образование - гость, ум – хозяин (абхазская). Слово стрела: выпустишь не вернешь (грузинская). Пословицу сказал - дорогу указал, поговорку - душу утешил (башкирская). Бессоюзное сложное предложение отличается от союзных краткостью и выразительностью. Это качество с давних пор оценил народ. Пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют БСП.

1) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее. 2) Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало. 3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью. 4) Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.

Части БСП связаны по значению. Они указывают на… Слова - подсказки для определения значений : 1) Одновременность и последовательность действий. Скрипят клесты, звенят синицы, свистит иволга. [ ], [ ], [ ] И 2) Противопоставление. Он гость – я хозяин. [ ] - [ ] А, НО 3) Время и условие. Ехал сюда – рожь начинала колоситься. [ ] - [ ] КОГДА, ЕСЛИ 4) Вывод и следствие. Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. [ ] - [ ] ТАК ЧТО 5) Дополнение, изъяснение. Я тебе определённо скажу : у тебя есть талант. [ ] : [ ] ЧТО; И УВИДЕЛ, ЧТО; и почувствовал, что; и услышал, что 6) Причину. Путешественники спешили : в горах ночь наступает быстро. [ ] : [ ] ПОТОМУ ЧТО 7) Пояснение. Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. [ ] : [ ] А ИМЕННО 8) Сравнение. Молвит слово – соловей поёт. [ ] : [ ] 9) Быструю смену событий. Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. [ ] : [ ]

, ; : – Перечисление фактов При перечислении фактов, если части предложения более распространены Причина, пояснение, дополнение Противопоставление, время, условие, вывод (следствие), быстрая смена событий, сравнение

1)Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 2)Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. 3)Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах. 4)Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол. 5)Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи. 6)Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас. 7)Подули осенние ветры – конец лету. 8)Настанет утро – двинемся в путь.

1)Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 2)Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. 3)Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах. 4)Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол. 5)Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи. 6)Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас. 7)Подули осенние ветры – конец лету. 8)Настанет утро – двинемся в путь. [ ] : [причина] [ ] ; [перечисление фактов] [ ] : [пояснение] [ ] : [дополнение] [ ] – [следствие] [ ] – [условие] [ ] – [время]

Какой знак препинания ставится в БСП, если его части указывают на одновременность и последовательность действий? Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение причины, пояснения, дополнения (изъяснения)? Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение следствия? Какой знак препинания ставится в БСП, если первая имеет значение времени, условия или противопоставлена содержанию второй? Есть ли ошибка в схемах? [ ] : [причина][ ] : [вывод] [ ], [время][ ] – [пояснение]

1)Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт волшебница- зима. 2)Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело. 3)Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках. 4)Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб. 5)Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы. 6)А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. 7)В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов. 8)Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. 9)Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал. 10)Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

1)Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт волшебница- зима. 2)Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело. 3)Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках. 4)Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб. 5)Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы. 6)А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. 7)В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов. 8)Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. 9)Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал. 10)Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. – (ССП) – – – : : : : : : (БСП) (Бессоюзная связь между 1-й и 2-й частью предложения)

1)В Подмосковье есть у меня заветное место лесная поляна вдали от дорог. 2)Особенно хорошо здесь ранней осенью. 3)На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. 4)Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5)Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6)Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7)Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8)Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9)Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10)Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Ремесло не коромысло: не научишься. Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош. Не помучишься, не посеешь – не взойдут. Не удобришь рожь – плечо не оттянет. Бобы не грибы, хорош и крыжовник.

Задание для первого уровня Выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? 1)Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. 2)Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. 3)Желаешь себе добра – не делай зла другому. 4)Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 5)У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. Опуская союзы, преобразуйте сложноподчинённые предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте знаки препинания и объясните их. Матушка плакала, так что мне было ужасно грустно. Заранее предупреждаю, что удобств в пути не будет. Если солнце на закате багрово-красное, день будет ветреный.

Задание для второго уровня Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схему 8 предложения. 1)На дворе в морозном пару краснело солнце ( ) в доме было тепло. 2)Глянет ( ) к земле пригвоздит. 3)Я умираю ( ) мне не к чему лгать. 4)В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство ( ) воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей. 5)Один ушел ( ) зато другой пришел. 6)Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 7)Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 8)В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась. 9)Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

Задание для третьего уровня Придумайте и запишите БСП со значением а) причины б) пояснения в) следствия г) противопоставления д) условия е) времени Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Выпишите его, исправив знаки препинания. А) Эта страсть к чтению была ему отвратительна: сам он читать не умел. Б) Я знаю - в вашем сердце есть и сердце и прямая честь. В) Рита хотела говорить – Павел перебил её.