КЛЮЧЕВЫЕ ОБЛАСТИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Содержание образования Практикоорентированный (прикладной) бакалавриат Технологическая магистратура Модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов/новый перечень Аспирантура как уровень высшего образования Технологии обучения Академическая мобильность (сетевое обучение) Взаимодействие с предприятиями (базовые кафедры) Использование МООС (массовые открытые онлайн курсы, электронное обучение) Оценка качества обучения Мониторинг, в том числе и негосударственных вузов Аккредитация образовательных программ Профессионально-общественная аккредитация Финансовое обеспечение научно-образовательных результатов Реализация новых подходов к формированию и распределению контрольных цифр приема Повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава Переход на нормативно-подушевое финансирование Структурные преобразования высшей школы Особые программы для ведущих вузов (ФУ+НИУ) Поддержка региональных вузов Модернизация педагогического образования 2
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Пилотная апробация программ прикладного бакалавриата Разработка и утверждение ФГОС прикладного бакалавриата Реализация образовательных программ прикладного бакалавриата в штатном режиме Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Результаты 4. Удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования -"- 5,310,215,120,125,130 обеспечение подготовки специалистов, владеющих наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацией для работы со сложными технологиями 3
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 4 Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия. Взаимозачет учебных модулей любой программы между организациями, проводящими обучение. Сетевая форма – как инструмент вовлечения партнеров в процесс обучения. Модули вариативной части образовательных программ, реализуемые корпоративными университетами и учебными центрами. Роль вуза – системные требования к содержанию и методике обучения, признание результатов обучения по модулям. Электронное обучение обеспечивает прозрачность процесса и формирование электронного портфолио, подтверждающего освоение результатов обучения.
БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ 5 Организованны в тесном взаимодействии образовательных учреждений различного уровня и промышленных предприятий и профессиональных ассоциаций на основе частно-государственного партнерства; Обучение реализовано с использованием материально- технической базы и методического потенциала образовательных учреждений и промышленных предприятий.
Структура ВПО 6 Остальные вузы (государственный и муниципальные вузы) Федеральные университеты, МГУ, СПбГУ Национальные исследовательские университеты Вузы, реализующие программы стратегического развития Эффективность и доступность качественного образования Реиндустриализация, лидерство в регионе Международная конкурентоспособность, лидерство в науке Региональное развитие, взаимодействие с ведущими работодателями регионов Господдержка Задачи
7
Проекты развития вузов Южного федерального округа (4,2%) Южный федеральный университет Волгоградский государственный технический университет Кубанский государственный университет Ростовский государственный строительный университет 8
Педагогическое образование РФ в цифрах 9 Около 200 вузов ( 45 вузов и филиалов в ЮФО) ведут подготовку по педагогическим направлениям Около 200 вузов ( 45 вузов и филиалов в ЮФО) ведут подготовку по педагогическим направлениям Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного – 30% Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного – 30% Около 500 тыс. студентов обучается по педагогическим направлениям 71,4% (27,3% в ЮФО) педагогических вузов и 78,3% (55,9% в ЮФО) их филиалов по результатам мониторинга имеют признаки неэффективности
10 Основное мероприятие 1.10 «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования» Подпрограммы 1 Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на годы: Введение квалификацион- ного экзамена на право работать в образовательных учреждениях начального, среднего и дополнительного образования Обеспечение многоканального получения педагогического образования Разработка и апробация новых форм практики (педагогическая интернатура) Обновление содержания педагогического образования прикладной бакалавриат)
11 Повышение эффективности и качества в сфере науки Основные направления развитие фундаментальных и прикладных научных исследований; развитие системы инструментов финансирования науки на конкурсной основе; формирование сети исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых на базе образовательных организаций высшего образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центров; разработка и внедрение механизмов эффективных контрактов с исследователями совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности государственных научных организаций. Ожидаемые результаты повышение публикационной и изобретательской активности российских исследователей на международном уровне; создание развитой системы инструментов финансирования науки на конкурсной основе; формирование функционирующей сети исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых; повышение заработной платы научных работников к 2018 году до уровня 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе.
12 Лидеры среди вузов ЮФО в сфере научно-исследовательской деятельности по результатам мониторинга в 2013 году
13 Предложения Совета ректоров вузов Юга России (Южный федеральный округ) для обсуждения на Х съезде Российского союза ректоров Роль вузов в формировании гражданской позиции обучающихся Создание и внедрение механизмов сетевой интеграции вузов Повышение открытости и прозрачности во всех сферах деятельности вузов
БОРОВСКАЯ МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Председатель Совета ректоров вузов Юга России Ректор Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42 Тел. +7 (863)