Предложения Комитета Автопроизводителей по изменениям Законодательства о Защите Прав Потребителей Вторая конвенция РОАД 9-10 апреля 2014 г. Москва, Крокус Экспо
Законодательство о защите прав потребителей Действующий Закон «О защите прав потребителeй» предоставляет весьма широкие права потребителям, чем нарушает баланс интересов потребителей и других участников правоотношений (производителей, импортёров, продавцов); Ввиду роста автомобильного парка, повышения технологического уровня автомобилей, а также несовершенства законодательства, значительно увеличилось количество исков к производителям/импортёрам автомобилей; К сожалению, всё больше распространяется практика злоупотреблений или недобросовестного применения потребителями своих прав, предусмотренных законом, что, безусловно, отрицательно отражается на деятельности автопроизводителя/импортёра/дилера
Законодательство о защите прав потребителей Основные проблемы действующего законодательства (1) Понятие «существенного недостатка товара» в законе и его расширительное толкование судами. Сложилась ситуация когда существенным недостатком признается совокупность двух незначительных недостатков, что позволяет потребителю требовать замены автомобиля, возврата денежных средств и др.; Предложения Комитета автопроизводителей: Необходимо более четкое определение понятия «существенный недостаток товара» и уточнение его для «технически сложных товаров», в отличии от других категорий товаров; Разъяснить, что понятие «существенный недостаток товара, который выявлялся неоднократно» является не рядом любых дефектов внутри изделия/ продукта, а одним и тем же дефектом одного и того же элемента (суммарное количество одного вида дефекта).
Законодательство о защите прав потребителей Основные проблемы действующего законодательства (2) Ответственность за действия третьих лиц: Зачастую производитель/импортёр несёт ответственность перед потребителями за действия третьих лиц, с которыми он не состоял ни в каких договорных отношениях; Предложения Комитета автопроизводителей: Установить, что потребитель должен обращаться со своим иском только к соответствующей стороне, которая нарушила права потребителя. Таким образом, потребители больше не смогут подавать иски к любой из сторон на их усмотрение (продавец, импортер, производитель), независимо от участия соответствующей стороны. Разъяснить какая информация и каким образом должна быть предоставлена вниманию потребителя.
Законодательство о защите прав потребителей Основные проблемы действующего законодательства (3) Несоразмерность ответственности: Сложилась практика, когда производители/импортеры помимо замены автомобиля или возврата уплаченных денежных средств за него, также уплачивают неустойку, штрафы и проценты. На практике, суммы выплат в пользу потребителей иногда составляют до процентов от стоимости автомобиля; Предложения Комитета автопроизводителей: Ограничить максимальный размер штрафа за невыполнение требований потребителя в срок 50 (пятьюдесятью) процентами от цены товара Разъяснить, что максимальный размер штрафа, налагаемый судом за нарушение прав потребителя, должен быть также ограничен 50 (пятьюдесятью) процентами суммы, присужденной потребителю. Разъяснить, что получение нового товара / возмещения суммы невозможно без снижения стоимости с учетом износа товара Разъяснить определение товар этой же марки (модели, артикула), поскольку в целях замены, по решению суда, зачастую заменить конкретный автомобиль на идентичный невозможно в связи с прекращением производства данной модели.
Дальнейшие действия Неофициальное предварительное обсуждение наших предложений с Роспотребнадзором ( ) Отправка официальных писем в Роспотребнадзор, Министерство экономического развития РФ, ФАС и Минпромторг ( ) Проведение встречи с министерствами и другими органами государственной власти, для более подробного обсуждения наших предложений ( ) Дополнительно: Проведение круглого стола / конференции с участием представителей соответствующих органов государственной власти, членов комитета автопроизводителей и ассоциации Дилеров, для обеспечения обратной связи с государственными органами по вопросам законодательства.