МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ОДО МОАУ «Лицей 1» воспитатель I квалификационной категории Климонова Е.И г.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Актуальность темы: В наше время хорошая память это один из залогов успеха. При этом важно понимать, что память не дар, это навык! А навыки, как мы знаем, можно и нужно тренировать. И помочь в этом может методика "Мнемотехника ". Данная методика направлена на формирование у дошкольников навыков эффективного запоминания текстовой информации и овладение приёмами, позволяющими в полном объёме и с высокой степенью точности запоминать сложную, объёмную и мало структурированную информацию (тексты, стихотворения, даты, цифры, фамилии, названия, термины иностранные языки и т.п.).
Проблемы речи детей дошкольников Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи: Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Подходы в работе с технологией мнемотехника: Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания; Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка; Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои; Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога; Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Принципы: 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка; 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотаблицы- схемы Обогащение словарного запаса Заучивание стихов Пересказ художественн ой литературы Обучение составление рассказов Отгадывание и загадывание загадок
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Этапы: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Результаты У детей: расширился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Диагностика развития речевых способностей детей логопедической группы 9 за уч.год Возраст дошкольников уч.год начало года,%конец года,% средняя группа 4764 старшая группа 4977
Спасибо за внимание!