РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич ( ) Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилу" Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием "Могучая кучка"). Ни один из "кучкистов" не прошел курса специальной музыкальной подготовки. В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилу" Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием "Могучая кучка"). Ни один из "кучкистов" не прошел курса специальной музыкальной подготовки.
Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал соответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал соответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. f7DLiY-k f7DLiY-k f7DLiY-k f7DLiY-k Клипер «Алмаз» Клипер «Алмаз» Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года.
В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности. В то время в кружок, помимо его главы Балакирева и самого Римского- Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой. В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности. В то время в кружок, помимо его главы Балакирева и самого Римского- Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.1861 годуМ. А. Балакиревым Могучая кучка Цезарь Кюи Модест Мусоргский 1861 годуМ. А. Балакиревым Могучая кучка Цезарь Кюи Модест Мусоргский
Гениальная одаренность помогала Римскому- Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. Гениальная одаренность помогала Римскому- Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. ?v=7A55v84qaWI&feature=rela ted ?v=7A55v84qaWI&feature=rela ted ?v=7A55v84qaWI&feature=rela ted ?v=7A55v84qaWI&feature=rela ted
"Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, нем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно", - вспоминал Римский-Корсаков. "Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, нем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно", - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать. Более 40 лет длился творческий путь композитора. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов. Его педагогическая деятельность имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Эстонии, Закавказья и Средней Азии Более 40 лет длился творческий путь композитора. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов. Его педагогическая деятельность имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Эстонии, Закавказья и Средней Азии
В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства). В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).
Умер Римский-Корсаков 20 июня 1908 года в имении Любенск вблизи города Луги. Умер Римский-Корсаков 20 июня 1908 года в имении Любенск вблизи города Луги.
Могила Римского-Корсакова и его супруги Надежды Николаевны на Тихвинском кладбище в Александро- Невской лавре (Санкт-Петербург) Тихвинском кладбище Александро- Невской лавре Санкт-Петербург Тихвинском кладбище Александро- Невской лавре Санкт-Петербург
Творчество Творчество Оперы: Псковитянка, Майская ночь, Снегурочка, Млада, Ночь перед Рождеством, Садко, Моцарт и Сальери, Боярыня Вера Шелога Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей бессмертный, Пан воевода Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок (всего 15) Псковитянка Майская ночь СнегурочкаМлада Ночь перед Рождеством СадкоМоцарт и Сальери Боярыня Вера Шелога Царская невеста Сказка о царе Салтане Кащей бессмертный Пан воевода Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Золотой петушок Псковитянка Майская ночь СнегурочкаМлада Ночь перед Рождеством СадкоМоцарт и Сальери Боярыня Вера Шелога Царская невеста Сказка о царе Салтане Кащей бессмертный Пан воевода Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Золотой петушок Симфонические произведения:Симфония 1 Симфония 1Симфония 1 Увертюра на темы трех русских песен Увертюра на темы трех русских песен Антар Антар (Симфония 2) Антар Симфония 3 Симфония 3 Шехеразада Шехеразада (Симфоническая картина) Шехеразада Испанское каприччио Испанское каприччио Светлый праздник Светлый праздник Духовная музыка, романсы, обработки русских народных песен, учебники, критические статьи и др