Подчинительная связь между частями сложного предложения. Подчинительные предложения. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок 68. © ООО «Баласс», 2012.
Определяем проблему урока Прочитайте предложения. Он знал решение. Он знал, что задача будет решена. х х В чём сходство этих предложений? В чём их различие? Как называется связь, обозначенная стрелками? Какой вопрос можно задать от главного слова? Чем выражена зависимая часть? Вспомните предыдущие темы и сформулируйте основной вопрос урока. Как называются сложные предложения, части которых соединены подчинительной связью? Проверьте себя.
Открываем новые знания Прочитайте предложения. Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, в котором летом продавали мороженое. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. Из скольких частей они состоят? Какие это предложения – простые или сложные? Можно ли задать вопрос от первой части предложения ко второй? А от второй части к первой?
Открываем новые знания Как вы думаете, какую часть можно назвать главной в этих предложениях? А какая часть является зависимой? Зависимая часть сложного предложения называется придаточной частью. Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, в котором летом продавали мороженое. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
Открываем новые знания Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, в котором летом продавали мороженое. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. При помощи каких средств присоединяется придаточная часть к главной? На основе вида и средств связи придаточной части с главной сделайте вывод о характере сложного предложения. Проверьте себя. Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, в котором летом продавали мороженое. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
Сложноподчинённое предложение Сравните свои выводы с данной информацией. Если части сложного предложения соединены подчинительной связью (то есть от одной части к другой можно поставить вопрос) при помощи слов что, чтобы, потому что, если, как, когда, где, который и др. и интонацией, то такое сложное предложение называется сложноподчинённым.
Развиваем умения Поработайте в парах. Найдите в тексте упр. 311 сложноподчинённые предложения. Части сложноподчинённого предложения на письме разделяются запятой. Проверьте себя. 2, 4 Спишите эти предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
Поработайте в парах. Составьте из данных частей сложноподчинённые предложения, используя слова в рамке. Запишите, расставьте знаки препинания. 1. Я не поверил… блестел и искрился на дороге. 2. Всю прелесть детства мы понимаем …звон не привлёк внимания сторожей. 3. Ямщики подвязали колокольчики …я ничего не знал о друзьях Пушкина. 4. Тройка понеслась по снегу…Пушкин бывал в этих местах. 5. Меня захватила эта книга…мы взрослеем. что, чтобы, потому что, если, как, когда, где, который
Проверьте себя. 1. Я не поверил, что Пушкин бывал в этих местах. 2. Всю прелесть детства мы понимаем, когда взрослеем. 3. Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимания сторожей. 4. Тройка понеслась по снегу, который блестел и искрился на дороге. 5. Меня захватила эта книга, потому что я ничего не знал о друзьях Пушкина.
Рефлексия Выпишите только сложноподчинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Все началось с того что пропала королева. 2. Она исчезла среди бела дня и день померк. 3. Весь ужас заключался в том что это была папина королева. 4. Папа увлекался шахматами а королева как известно весьма полномочная фигура на шахматной доске. Проверьте себя. 1. Всё началось с того, что пропала королева. 2. Весь ужас заключался в том, что это была папина королева.