Чабан Татьяна Юрьевна, г. Красноярск, 28 января 2014 г. КРАЕВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Рабочие определения Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям Оценка качества образования – процесс получения сравнимых показателей, отражающих качество образования в региональной системе образования и ее подсистемах « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
ФГОС требует обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» «условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Оценка готовности к школьному обучению « Готовность первоклассников к школе » 1 класс сентябрь - октябрь общее развитие ребёнка, психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, предпосылки овладения грамотой и математикой, учебные навыки, личностные особенности детей, ресурсы адаптации Итоговая диагностика учащихся 1- х, 2- х, 3- х классов 1, 2, 3 класс апрель - май предметные результаты : освоение программы по русскому языку, математике ; метапредметные результаты : уровень сформированности читательской грамотности « Краевые контрольные работы 4- х классов »4 класс апрель - май предметные результаты : освоение ФГОС начальной школы по русскому языку, математике, окружающему миру ; метапредметные результаты : уровень сформированности читательской грамотности ; регулятивных и коммуникативных умений Как выглядит набор инструментов оценки
Модель оценки качества начального образования Оценочные процедуры регионального уровня Оценочные процедуры школьного уровня Оценка готовности к школе Итоговая диагностика 1 класс Оценка образовательных достижений выпускников начальной школы Итоговая диагностика 2 класс Итоговая диагностика 3 класс « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Назначение оценки готовности первоклассников к школе 1. Помочь адаптации к школе, создать индивидуальные программы поддержки 2. Получить данные для оценки образовательной динамики детей, не только в познавательной сфере 3. Получить контекстные данные для оценки результатов выпускников и образовательных систем « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка) Индивидуально-личностные особенности ребенка Ресурсы (в том числе поддержка семьи и здоровье) и цена адаптации ребенка к школе Показатели готовности к обучению в начальной школе « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Интерпретация и использование результатов обследования учащихся « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Интегральный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимой для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжение ребенка и ухудшение его здоровья. Цена адаптации ребенка к школе « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Оценка готовности к школе. Профиль класса
Динамический профиль ученика 1-го класса « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Оценка индивидуальных достижений выпускников начальной школы планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования : раздел « Выпускник научится ») Оценка работы педагога и образовательной системы планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования : разделы « Выпускник научится », « Выпускник получит возможность научиться » Содержательная и критериальная основа оценки качества начального образования (ФГОС, федеральная модель, ИСИО РАО) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Оценка индивидуальных достижений обучающихся 1. КИМ для оценки предметных результатов ( математика, русский язык, окружающий мир ) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов ( работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения ) 3. Инструктивно - методические материалы ( Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др. Состав инструментария оценки качества начального образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Под мета предметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
В письменной работе оценивается сформированность трех групп умений : 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте ; 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста ; 3. Использование информации из текста для различных целей. Читательская грамотность « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Основными действиями являются смысловое чтение и логические действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно- следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов. Читательская грамотность « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Познавательный проект «Что мы знаем о Земле». Конструкторский проект «Детская площадка». Исследовательский проект «Опрос «Как мы проводим свободное время». Социальный проект «Помоги будущему первокласснику». Групповой проект – не оценка проектной деятельности! Групповой проект « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
регулятивные действия: активность участия в планировании, распределение функций и их выполнение, соответствие исполнения плану, активность в контроле своих действий; коммуникативные действия: характер взаимодействия в группе, участие в конфликте, активность/инициативность ученика, ориентация на партнера и согласованность позиций, лидерство, участие в презентации. Групповой проект « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
распределение обучающихся по уровням освоения основной образовательной программы начального общего образования : недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий ; успешность освоения учебной программы ( процент баллов, полученных за выполнение всех заданий работы, к максимальному баллу ) Показатели качества начального образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Результаты выполнения итоговой работы по математике по классу (4 класс, конец 2011/2012 учебного года) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » Не достигли базового уровня ( ФГОС,2009) (% учащихся, не достигших базового уровня ) Достигли базового уровня ( ФГОС,2009) (% учащихся, достигших базового уровня ) МА 1 Успешность выполнения работы ( средний % от максимального балла за всю работу ) Выполнили менее 50% заданий базового уровня Критерий 1: выполнили от 50% до 100% заданий базового уровня Критерий 2: выполнили от 65% до 100% заданий базового уровня Класс Регион Все регионы
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области Уровни достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки; Недостаточный (для дальнейшего обучения) уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету. Уровни достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Успешность освоения учебной программы – среднее значение показателя успешности выполнения работы всех учеников, которые ее выполняли. Доля достигших базового уровня – процент учеников, выполнивших не менее 50% и не менее 65% всех заданий базовой трудности в работе. Успешность выполнения заданий по разделу «Выпускник научится» – средний процент набранных баллов от максимального возможного по разделу Успешность выполнения заданий по разделу «Выпускник получит возможность научиться» – средний процент набранных баллов от максимального возможного по разделу Успешность образовательной миссии – соотношение двух предыдущих показателей. Показатели оценки качества начального образования на региональном уровне « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Успешность образовательной миссии (Окружающий мир) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Продукты оценочных процедур « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » «Готовность первоклассников к школе» Учитель Разработка индивидуальных программ поддержки детей, рекомендаций родителей, корректировка рабочих программ Школа Создание условий и программ для внеклассной ( внеаудиторной ) работы Муниципальный ОУО Состояние дел с готовностью первоклассников муниципалитета к школе * Регион ( МОиН КК, …) Состояние дел с готовностью первоклассников края к школе * Оценка готовности первоклассников к школе не является оценкой деятельности дошкольного образования!
Подготовка детей к школе в Красноярском крае 2011 г. Проходил ли Ваш ребенок подготовку к школе?Доля Нет, не проходил 5.2% Да, в подготовительной группе детского сада 59.9% Да, на подготовительных занятиях в школе, в которой учится ребенок 38.2% Да, на подготовительных занятиях в другой школе 8.4% Да, на занятиях с логопедом 17.9% Да, на занятиях с репетитором 3.7% Да, мы готовили его сами 31.1% Другое 2.7% « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Организация процедуры Информирование Обучение работе с результатами Организация психологического сопровождения Организация методической помощи (создание открытого банка методических приемов, направленных на реализацию требований ФГОС Иные формы поддержки школ… Оценка готовности к школе: муниципальный уровень « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Продукты оценочных процедур « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » «Краевые контрольные работы 4-х классов» Учитель Итоговая аттестация обучающихся Школа Оценка результатов работы учителя и школы ** Муниципальный ОУО Оценка результатов работы школ ** Регион ( МОиН, …) Состояние дел с освоением ФГОС учащимися начальной школы ; Оценка результатов работы школ и муниципальных образовательных систем ** При условии соблюдения требований к процедуре
Организация процедуры итоговой аттестации в НШ в соответствии с требованиями. Обеспечение объективности результатов Оценка деятельности школ. Отбор показателей Информирование. Обучение работе с результатами Создание условий для повышения качества образования (повышение квалификации, обеспечение учебниками, оборудование школ...) Муниципальный ОУО « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Продукты оценочных процедур Итоговая диагностика 1, 2, 3 классы Учителькорректировка рабочих программ; запрос на повышение квалификации Школакорректировка программ внеклассной (внеаудиторной) работы; запрос на повышение квалификации Муниципальный ОУО организация обсуждений результатов профсообществом; организация повышения квалификации Регион (МОиН, …)поддержка (интерпретация результатов, выявление причин, планирование деятельности, …) обеспечение квалификациями « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Итоговая диагностика 1, 2, 3 классы Учитель Оценка результатов ( в том числе своих ) Школа Оценка результатов работы учителя Муниципальный ОУООценка результатов работы школы Регион ( МОиН, …) Оценка результатов работы краевой системы образования Продукты оценочных процедур « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Контроль Поддержка Цель Инспекция, обеспечение информацией ОУО Обеспечение учителей и школы новыми средствами оценки достижения целей образования Презумпция Исполнители лживы, ленивы, глупы, злонамеренны Движущие силы развития образования – самостоятельные школы, учительская энергия, инициатива и компетентность, выбор родителей Риски Высокие издержки, с определенного момента неэффективные, фальсификации, трудности в работе нормальных ОУ Существование школ с очень низкими результатами Цели оценки « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Тел./факс: (391) сайт: cоk.cross-edu.ru Спасибо за внимание. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »