ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Здоровье» «Взаимодействие» «Нравственность» «Интеллект» «Досуг» «Семья»
I. Направление «Здоровье» Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье).
Выполняя программу «Здоровье» классный руководитель: сотрудничает с медицинским персоналом местной поликлиники для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся; сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников; использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей; организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее; организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом; формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и о своем здоровье).
Функции классного руководителя по направлению «Здоровье» 1. Изучение физического и психологического здоровья учащихся (особенностей развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности. 2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье. 3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно- гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий). 4. Проведение совместно с медицинскими работниками просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснения последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма. 5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях. 6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.), которые могут стать в классе традиционными. 7. Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей. 8. Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями; психологическими центрами и т. д.).
II. Направление «Взаимодействие» Очень важное направление в работе классного руководителя – это организация взаимодействия в системах: учитель – ученик; ученик – ученик; учитель – ученик – родитель. Целью в организации этой работы является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается вся деятельность классного руководителя. Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
Для организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты: изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений; обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности; обучение умению проявления эмпатии, созданию положительной эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии; организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия; обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения; изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики;
Функции классного руководителя по направлению «Взаимодействие» 1. Проведение диагностики взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблемы взаимоотношений и их коррекция. 2. Изучение адаптации учащихся к школе, классу (при переходе на новую ступень обучения: начальная школа, средние классы, старшая школа). 3. Регулярные диагностические исследования положения учащихся в коллективе; взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией. 4. Использование игровых форм работы для изучения традиций мирового сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок
III. Направление «Нравственность» Развивая у ребенка знания о своих физических качествах, умение общаться, необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей; формирования у учащегося понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Что может сделать классный руководитель, работая в данном направлении? Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей в подобных ситуациях. Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе.
Функции классного руководителя по направлению «Нравственность» 1. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Регулярное проведение классных часов на данные темы на всех возрастных этапах. 2. Изучение ценностного ориентационного единства класса, уровня эксцентричности и т. д. 3. Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности. 4. Формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться благотворительностью.
IV. Направление «Интеллект» Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле). Целью работы классного руководителя в данном направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Как построить работу в этом направлении? Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией. Совместно с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока. Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения; использовать результаты изучения при организации внеклассной работы. Организовать профилактическую и консультативную помощь семье. Развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию. Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Функции классного руководителя по направлению «Интеллект» 1. Определение причин отставания в учебной деятельности учащихся. 2. Создание в классе групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях. 3. Организация и проведение консультаций- собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости. 4. Посещение уроков. 5. Использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать свое мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать). 6. Использовать активные формы работы (конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры- путешествия, конференции, защиты проектов, идей, интеллектуальный театр). 7. Сотрудничать с учителями-предметниками для реализации данного направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и достижений. 8. Решать проблемы профориентации с учетом их возможностей.
V. Направление «Досуг» Огромное значение для ребенка имеет степень вовлечения в жизнь класса. Цель работы классного руководителя в данном направлении –это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
Классному руководителю необходимо обратить внимание: На изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности. Помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д. На умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей.
Функции классного руководителя по направлению «Досуг» 1. Изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий. 2. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана. 3. Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей. 4. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
VI. Направление «Семья» Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам. Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.
Для работы классному руководителю необходимо: изучать семьи учащихся; организовать психолого- педагогическое просвещение родителей; организовывать совместное проведение досуга детей и родителей; поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать ее проявление окружающим.
Функции классного руководителя по направлению «Семья» 1. Изучение семей своих учеников (стили семейного воспитания; положение детей в семье; условия жизни и т. д.). 2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы. 3. Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости. 4. Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя. 5. Организация взаимного творчества детей и родителей. Для реализации такого подхода (то есть по различным направлениям) изучение личности учащихся и ученических коллективов должно проходить в соответствии со следующими требованиями, которые определяются с одной стороны основными общепсихологическими принципами, с другой – конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического развития каждого ученика. 2. Оценка результатов диагностики производится путем сопоставления этих результатов с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью установления динамики в развитии. 3. Изучение важно не само по себе, а должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи. 4. Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика. 5. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей. 6. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. 7. Диагностика должна охватывать всех учащихся; проводиться систематически.